Тайна Великого поста

С Великим постом, дорогие братия и сестры!

Тайна Великого поста сводится к тайне покаяния. А тайна покаяния приоткрывается нам посредством удивительных молитвословий Великого покаянного канона Андрея Критского.

Суть покаянного канона

Покаяние зарождается в искреннем сердце. У каждого человека в жизни наступает момент, когда душа начинает нестерпимо болеть о допущенных ошибках: подлость, которую совершил, лукавство, эгоизм, своекорыстие, блудные грехи. И настолько это становится горько и томно, что плохо от самого себя и хочется какой-то удивительной чистоты, обновления. Это обновления подается только посредством покаяния, искренних молитв ко Господу.

Великий канон самый большой по своему объему среди богослужебных текстов Православной Церкви. В нём 250 тропарей, в каждом из которых выражается та или иная покаянная мысль − голос сердца, исходящий от боли о своих грехах. Каждый тропарь вспоминает какие-то события из Священного Писания. Вся история Ветхого и Нового завета предстает перед нами, но через наше личное переживание. Как согрешил Адам, так согрешаем и мы. Как Каин проникся завистью к своему брату Авелю и дошел даже до смертоубийства, так и мы проникаемся завистью к нашим ближним и были бы готовы даже и поубивать кого-то, но страхи нас все же останавливают. А по большому счету мы те же самые Каины и Авели. Это очень важно увидеть в себе, чтобы покаяться перед Господом. Как строители Вавилонской башни мы готовы созидать свою гордыню и возносить её до самых небес. Как израильский народ, вроде бы и верил в Бога, но постоянно роптал на Господа, так и мы постоянно ропщем, хотя и нас Господь вывел из духовного плена через Таинство Крещения.

Святой Григорий Нисский говорил, что человек в раю был облачен в Божью благодать как в царскую порфиру. В каноне Андрея Критского есть такие строки: “Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога…”. Когда Господь сотворил человека приобщенного Божественной благодати, то возложил на него венец праведности. Люди сияли священными ризами, тем самым светом, которым просиял Господь наш Иисус Христос на горе Фавор. Но мы презрели эти одежды и променяли их на какой-то запретный плод. Святой Андрей Критский постоянно обращает наш взор к этим реалиям Священного Писания: что мы согрешили вместе с Адамом, потому что предпочитаем запретный плод и ставим его выше, нежели Божью благодать; вместе с Евой увлекаемся чувственной стороной этих обольщений.

Канон Андрея Критского приоткрывает нам подноготную греха: воззрех и прельстихся. Так и мы постоянно смотрим на что-то запретное и прельщаемся. Грех сквозь наши очи входит внутрь нас и становится сластолюбивой пищей для нашей души и отравляет её.

Канон Андрея Критского указывает нам, что ранами и отравлениями становятся наши же собственные злые мысли: “В разбойники впадый аз есмь, помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне, и исполнихся ран”. Человек страдает не из-за чужих злых мыслей и действий против него, а из-за собственных злых мыслей: когда наполняется ненавистью на кого-то, хочет кому-то отомстить. Душа клокочет злобными мыслями так, что люди уподобляются каким-то ядерным реакторам. Мы уязвляемся нашими собственными мыслями. И слова Великого канона призывают нас не смотреть и не осуждать ближнего, а смотреть только внутрь себя: что мы-то из себя представляем. Человек горит из-за собственных греховных мыслей, уничтожая себя.

Человек с чистыми и добрыми мыслями, и по жизни чистый и добрый. Человек, у которого нет зла в сердце, на самом деле счастливый человек, потому что в нём нет никакой внутренней войны, никакого раздрания. Покаянный канон Андрея Критского выводит нас на новую волну мыслей, чувств, волеизъявлений, чтобы очистилось наше сердце, чтобы там не клокотало никакого недовольства, ропота, обвинений, а обратилось ко Господу и исполнилось Божественной веры и восприятия Божьей благодати.

Несмотря на то, что для большинства верующих не все тропари канона понятны, но их духовные смыслы уже приносят большую пользу душе, настраивая её на добрую и чистую жизнь. Слова канона входят в душу человека как некие духовные символы, которые обязательно будут распознаны по мере духовного развития человека.

Канон Андрея Критского

Образы праведников в покаянном каноне

В каноне также вспоминаются праведники, которые в самые сложные жизненные ситуации хранили верность Богу.

Святой праведный Иосиф, которого продали его братья в рабство за 20 сребренников. Он попадает в Египет к некому рабовладельцу. И так получилось, что жена этого хозяина решила искусить Иосифа, но он убежал из этого дома и попал в темницу. Иосифа преследует череда несправедливостей, но везде он оказывается верным Богу. В конечном итоге он прощает своих братьев. Пример этого праведника показывает, что если мы всецело открыты Богу, то даже наши обидчики начинают исправляться. Иосиф проявил всецело верность Богу и чистоту: “Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи”. Иосиф Праведный показывает нам подлинную чистоту, к которой и нам бы взойти.

Во время канона Андрея Критского также есть молитвословие, обращенное к Марии Египетской. Это для нас огромная поддержка. Мария Египетская за всю историю человечества одна из самых великих грешниц.   Она грешила постоянно, даже когда направлялась в Иерусалим. И когда она пришла в Храм Гроба Господня, то какая-то невидимая сила её останавливает. Она явно грешила, и Господь явно показывает, что в таком состоянии души невозможно приобщиться к Воскресению Христову, ведь стояла явная преграда, чтобы приложиться ко Гробу Господню и Животворящему Кресту. Но самая грешница становится самой праведной через покаяние. И входит в храм Гробы Господня, причащается Святых Даров, а после проходит длительный подвиг покаяния в пустыне. Этот пример показывает, что всегда можно совоскреснуть с Господом Богом посредством решительного отказа от греха и покаяния.

***

Великий покаянный канон свидетельствует нам о Божьей любви, о Божьем милосердии. Мы все изранены своими собственными грехами, а Христос каждого грешного человека приводит в Церковь, ибо Церковь есть подлинная врачебница.  “Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле”. Господь настолько человеколюбив, что мы и представить себе не можем. Он самую грешную женщину через покаяния возвел на неизреченную высоту святости так, что мы ей молимся теперь во время великого канона Андрея Критского. Господь наказывает из милости, чтобы мы пробудились. Через скорби, невзгоды мы пробуждаемся как Мария Египетская, как царь Давид. Покаяние Давида оказалось настолько велико, что его пример тоже излагается в каноне, мы его слышим в 50-м псалме. Господь так тепло относится к нам, что всегда принимает заблудшего сына с сердцем покаянным, как мы видим в притче о блудном сыне.

Тайна Великого поста

Великий пост – чтобы встать на рельсы духовной жизни

5-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера