Кому дается благодатный урожай

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Не у всех садоводов и огородников родится одинаково богатый урожай в один и тот же год, при одинаковых природных условиях. Вроде бы год для большинства людей выдался неурожайный, но находятся счастливчики, в корзинках которых собираются овощи и фрукты пусть в небольших, но солидных объемах. И наоборот, даже в урожайный год найдется парочка земледельцев и садоводов недовольных результатами своего труда. Несмотря на огромный труд, большое количество удобрений, подкормок иногда земля не дает того, что от неё ожидали.

Кому дается благодатный урожай?

Есть какие-то особые причины, плохо объяснимые как с точки зрения простой обывательской логики, так и с точки зрения опытных садоводов, овощеводов, агрономов и умудрённых знаниями кандидатов сельскохозяйственных наук.

А что если поискать эти скрытые от глаз человека причины в духовной сфере − на том простом основании, что природа, как одно из лучших и красивейших созданий Творца, подчиняется Его святой воле и живет по особым, не всегда осознаваемым людьми духовным законам? Попробуем понять, в чем они состоят, изучая тексты Святого Писания, жития святых, опыт святых отцов и другие авторитетные источники знаний.

Поставим вопрос так: кому и при каких условиях дается благодатный урожай?

Для начала обратимся к текстам Святого Писания, и одно из важнейших духовных условий получения хорошего урожая сразу станет очевидным.

  1. Исполнение заповедей, праведность и благочестие

В Библии многократно говорится о том, что благоденствие и урожай посыпаются как награда людям праведным, которые чтят и исполняют заповеди Божии и живут благочестиво. И наоборот: грубое нарушение заповедей, святотатство и нечестие влекут за собой беды, неурожаи, бесплодие земли и стихийные бедствия. Очень хорошо об этом рассказывается и в книге «Об истинном благочестии», которая публиковалась еще в дореволюционной России: «Благочестие в соединении с истинной верой, каковая обретается милостью Божиею только в лоне Православной Церкви, есть действительно самое существенное условие благоденствия народов. На это указывает и один из древних и славных царей народа еврейского, премудрый Соломон. Благословением праведных, − говорит он, − возвышается город, а устами нечестивых разрушается (Притч. 11: 11), то есть, если мы видим дом, или селение, или город, или целое царство процветающими, то это значит, что тут невидимо хранится святое семя благочестия, и наоборот, если видим там различные бедствия и несчастья, то значит, что чье-нибудь нечестие колеблет основания дома или общества или государства.

Подтверждение этой мысли мы видим во всей истории народов.

За оскудение благочестия народов их постигают великие бедствия. В самом деле, вспомните, что было на земле прекраснее Эдема, где Сам Бог насадил рай, и что могло быть прочнее такой обители? Но и рай заглох, и место его изгладилось потому, что обитатели его сделались преступниками воли Божией.

Затем, доколе свет веры еще не совсем угас, доколе не вся еще земля покрылась мраком нечестия, доколе множеству нечестивых противопоставлялось хотя некоторое число избранных Божиих, дотоле мир стоял; но как скоро избранные оскудели, и на всей земле остался уже один праведник, тогда род человеческий был истреблен потопом. После столь страшного наказания, когда вопиющие грехи открылись опять в Содоме и Гоморре, серный дождь истребил землю ее обитателей, и там, где были цветущие города, образовалось Мертвое море. Не погибли бы эти нечестивые города, если бы, по уверению Самого Бога, в них нашлось хотя десять праведников.

Так потрясается самое основание мира, коль скоро между людьми нет благочестия; падают царства, когда люди теряют веру и нравственность. Подвергаются гневу Божию частные общества иногда за неправду одного порочного человека. Когда народ еврейский под предводительством Иисуса Навина без труда овладел одним из самых укрепленных хананейских городов, Иерихоном, к общему ужасу встретил он неожиданное сопротивление от малочисленных жителей Гая, так что должен был отступить с потерею трех тысяч отборных воинов. От огорчений военачальник растерзал ризы свои и в молитве просил Господа открыть ему, отчего город, обреченный Им Самим на пленение, остался неодолимым. Оказалось, что, вопреки клятвенному обязательству ничего не брать из военной добычи, один воин, по имени Ахан, при взятии Иерихона нарушил такое обязательство. Когда преступник был открыт и н-казан смертью, тогда гнев Божий миновал, и город взят был без усилия.

С другой стороны, и за благочестие одного милосердие Божие проливается на тысячи. Вспомним историю Иосифа. Едва этот прекрасный и благочестивый юноша вступил в услужение к царедворцу, как тот вскоре заметил, что благословил Господь дом его Иосифа ради. Мало того, благословение Иосифа доставило спасение целой стране».

  1. Благотворение, способность делиться собранным урожаем, благодарность за него

Согласно Библии, Бог благотворит тем земледельцам и садоводам, которые делятся плодами рук своих с Церковью и бедными, пришельцами (странниками), обездоленными, вдовами и сиротами. Так, в Книге Притчей Соломоновых читаем: Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, И наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином (Притч 3: 9-10). Подтверждение тому можно найти и в Книге Пророка Малахии: Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадыватъ Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы − весь народ − обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была тща, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?

Я для вас запрещу пожирающим истреблятъ у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3: 7-12). Преподобный Оптинский старец Иосиф (^ 1911) сказал, выслушав жалобу о неурожае: «Да, всего мало, только грехов много. Неурожай Господь посылает за то, что совсем перестали посты соблюдать, даже и в простонародье. Так вот и приходится поститься поневоле» .

Книга Левит гласит: Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавшах ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришелцу (Лев. 19: 9-10).

И, конечно же, призывами быть милосердными и благотворить бедным и неимущим изобилует Новый Завет. Приведем здесь слова из шестой главы Евангелия от Матфея: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6: 19-21).

  1. Почитание воскресенья и праздничных дней

Со времен свершившегося чуда воскресения Иисуса Христа самым главным выходным днем у православных христиан считается воскресенье: его необходимо посвящать Богу, принимая участие в воскресном богослужении − литургии, и добрым делам, творимым во имя Христа и на благо ближним. Но и суббота по традиции остается для православных днем покоя, как это обозначено в четвертой заповеди: «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый − суббота Господу Богу твоему». Принято считать, что бытовые заботы, работа в саду и огороде в воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих церковных праздников, вряд ли пойдут впрок, на пользу, особенно если заниматься ими вместо похода в церковь и участия в богослужении. Бог благоволит к тем, кто почитает Его заповеди, с благоговением относится к церковным праздникам, которые напоминают нам о великих и значимых событиях в истории Церкви.

  1. Труд с молитвой окропление деревьев и саженцев святой водой

Труд, выполняемый с молитвой (не рассеянной, которая произносится на автомате одними лишь губами, а умной, со вниманием и благоговением), тем самым освящается, как и плоды этого труда. Молитва привлекает Божию благодать, охраняет саженцы и посевы и способствует получению в будущем хорошего урожая. Особенно полезно читать молитву при приготовлении еды, перекопке земли, прополке, поливке, рыхлении почвы и выполнении других садово-огородных работ. Очень часто в таких случаях читают Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)»). Но возможны и другие варианты. Так, например, преподобный Арсений Каппадокийский во время посадки деревьев и растений читал первый псалом царя Давида («Блажен муж…»), чтобы посаженное принесло добрый плод. Упоминание об этом можно найти в книге «С болью и любовью о современном человеке» (Слова. Том I) афонского старца Паисия Святогорца. А сам старец Паисий Святогорец советовал также окроплять деревья святой водой.

Женщина в саду

  1. Любовь к природе, бережное к ней отношение и забота о ней

Природа − удивительное творение Бога, поэтому тому, кто желает кормиться садоводством и земледелием и получать хороший урожай, необходимо относиться к ней бережно и быть ей другом, а не врагом. Вряд ли стоит рассчитывать на подарки от природы тому, кто загрязняет окружающую среду, безжалостно вырубает деревья, причиняет боль животным и губит их ради забавы, оставляет в лесах мусор и непотушенные костры, которые становятся источником лесных пожаров.

В своей книге «Мысли о добре и зле» святитель Николай Сербский очень убедительно это обосновывает: «Природа − друг, она сотворена, чтобы быть человеку другом и помощником, а не рабом или палачом. Люди, делающие из природы раба, сами делают ее врагом и палачом. На Балканах еще сохранилось уважение и милосердие к природе. Еще существует обычай: если крестьянин хочет срубить дерево, косить траву или забивать скот, он крестится и произносит: «Прости, Господи!»

Народы, объявившие природе войну не на жизнь, а на смерть, навлекли и навлекают на себя бесконечные беды. Ибо тот, кто разрушит мирные отношения с природой, неминуемо нарушает и добрые взаимоотношения с Богом»

  1. Молитвы Богородице и Богу

Пресвятая Богородица − главная Защитница и Заступница русских людей и России: наша страна находится под Ее святым покровительством. В стихийных бедствиях, при засухе, морах, проливных дождях, наводнениях, неурожае и прочих напастях, которые зачастую не только лишают нас урожая, но и угрожают здоровью и жизни людей, принято читать молитвы и акафист Ее иконе «Покров Пресвятой Богородицы» (день почитания − 14 октября по новому стилю). При засухе также молятся другой Ее иконе − «Живоносный источник» и иконе «Спорительница хлебов» (день почитания − 28 октября по новому стилю). Святой преподобный Амвросий Оптинский говорил, что Пресвятая Богородица − «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного» . Вот почему перед иконой «Спорительница хлебов», написанной по его благословению, молятся об изобилии плодов земных и о даровании урожая.

По традиции, Господу Богу православные верующие также молятся об изобилии плодов земных, читают Ему молитвы над сеянием, на нивах, над гумном, о даровании дождя, об избавлении от непрерывных дождей.

  1. Молитвы святым − покровителям садоводства и земледелия

Ну, и конечно, благодатную помощь в деле защиты, сохранения и приумножения урожая благочестивым православным людям по их молитвам сказывают святые. Так, об изобилии земных плодов по традиции молятся священномученикам Харлампию (день памяти − 23 февраля по н. ст.) и Власию, епископу Севастийскому (24 февраля), а также святителю Тихону, епископу Амафунтскому (29 июня). Об избавлении от гусениц, садовых и огородных вредителей − мученику Трифону (14 февраля). Покровителем и помощником садоводов считается мученик Фока Вертоградарь, садовник (5 октября). Перед посадкой огорода молятся апостолу и евангелисту Луке (5 мая и 31 октября) и святому блаженному Исидору, Христа ради юродивому Ростовскому чудотворцу (день памяти − 27 мая по н. ст.). При засухе и бездождии о даровании дождя обращаются с молитвой к святому пророку Илии (2 августа), святителю Никите, епископу Новгородскому (13 февраля, 13 мая, 27 мая), Спиридону Тримифунт-скому (25 декабря). Во время непрерывных дождей взывают о помощи к Параскеве Пятнице (день памяти − 10 ноября). Кроме того, с молитвами о покровительстве и помощи садоводы, земледельцы и огородники по традиции обращаются ко святым Иоакиму и Анне, благоверной царице Елене, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, мученикам и благоверным князьям Борису и Глебу”.

***

Итак, вот они − основные благоприятные духовные условия для получения благодатного урожая, которые нам удалось выявить: праведность, благочестие, исполнение заповедей наряду с участием в церковных богослужениях и таинствах и соблюдением постов и постных дней, благотворение, способность делиться собранным урожаем, благодарность за него, почитание воскресных и субботних дней и церковных праздников, труд с молитвой, бережное отношение к природе, молитвы ко святым. Богу, Пресвятой Богородице и Ее иконам.

Да будет урожай ваш благодатным!

Кому дается благодатный урожай?

Полезные советы дачникам. Зола

На главную страницу сайта - Семья и Вера