Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Особое место среди дней Страстной седмицы занимает Великий четверг. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками − апостолами. На Тайной Вечере Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры − Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Пасха
Само слово “пасха” означает перешагивать или перепрыгивать. Имеется в виду то, что Господь говорит в книге Исход: “А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас…” Люди обязаны были заколать агнца и мазать косяки домов этой кровью, чтобы ангел смерти в этот день не заходил в их дома.
В Евангелиях мы слышим призыв Христа к ученикам, когда Он говорит: “Приготовьте Мне пасху”. Приготовить пасху в то время означало убрать весь кислый хлеб, всё то, что подвергается брожению. Приготовление пасхи обычно начиналось за день, когда выметалось всё помещение, где будет совершаться пасхальный обряд. И, казалось бы, это просто была иудейская пасха. Но Христос на Тайной вечере меняет формат обряда совершения Пасхи, когда совершенно неожиданно Он устанавливает Таинство Святой Евхаристии.
Апостол Павел пишет: “Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет”.
Установление Таинства Причастия
Святая Церковь учит, что без причащения нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Тайная вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы. Он омывает апостолам ноги…
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: “Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”. Взяв чашу и благословив её, сказал: “пейте из неё все, Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов”.
Уподобился во всем, кроме греха…
В Евангелии от Иоанна: “Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан”.
Перед Тайной Вечерей Христос проявляет абсолютное смирение перед людьми, перед Своими учениками, которые, казалось бы, были в зависимом положении от Него. Теперь Он в зависимом положении от них. Он снял верхнюю одежду, как символ превосходства, достоинства, уважения, препоясался полотенцем, влил воды в умывальницу и начал омывать их ноги.
“Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?”. Симон Пётр возмущается, как это Учитель и Господь будет омывать его ноги. “Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.” Имеется ввиду день святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сойдет на апостолов и на Петра, научит и наставит их всякой правде. А Дух Святой − Дух Любви.
“Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все”. Петра очень взволновали слова Спасителя, и он говорит слова, которые свидетельствуют о том, что он очень хочет иметь часть с Господом. В каком смысле омыты ноги? Сама проповедь Христа очищала людей −блаженны слышащие: вечные глаголы, которые изрекал Господь уже очищали апостолов. А когда в святой день Пятидесятницы Дух Святой сошел на них, они преисполнились благодати.
“Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам”. И хотя в нашей православной традиции есть обычай совершать омовение ног в память об этом действии Христа, когда православные патриархи омывают ноги священникам. Но на самом деле Христос говорит здесь о том, что в каждом случае, когда у нас возникают сложности в общении с другими людьми, мы должны вспоминать, что если Господь и Учитель проявляет такое смирение, то тем более и мы должны проявить подобное смирение и усердие.
Пример величайшего смирения от Господа
Удивительное пророчество о Христе в книге пророка Исайи: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали”. Да, велик Господь наш и превознесен, но Он будет унижен и оскорблен и понесёт на себе наши раны и болезни. “Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились”. На Тайной вечери Христос впервые проявляет такое удивительное смирение, когда Он становится на колени перед Своими учениками, чтобы омыть им ноги. Пройдет время, и Он повиснет на Кресте. Как пишет апостол Павел, что Он уподобился нам во всём, кроме греха. Он принял на Себя образ раба и вкусил саму смерть нас ради человек и нашего ради спасения.
События Чистого Четверга призывают нас, прежде всего, очистить свою собственную душу через Таинства святой Исповеди, что в Святом Причастии не лобзание дат Ему, яко Иуда, но яко разбойник исповедовать Его со словами: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем”. В Святом Причастии мы имеем возможность вкушать всецело Господа нашего Иисуса Христа.
В Великий Четверг с верою и страхом Божиим мы приступаем к Таинству Причастия, как будто мы оказываемся участниками Тайной Вечери, как будто наши ноги Он омывает в этот день и нас благословляет через Святые Дары своего истинного Тела и истинной Крови.
Протоиерей Олег Стеняев
Сие творите в Мое воспоминание