Великая пятница

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Великая пятница. Господь на кресте. Взирая на Него, какие слова мы можем найти? В текстах Богослужений Великой пятницы мы слышим, что все творение в этот момент изменилось, ужасаясь и сострадая. О подробностях самого страшного события человеческой истории мы узнаем из Святого Евангелия.

Великая пятница

Все началось в Гефсиманском саду. Иисус Христос молился среди масличных деревьев, переживая великую скорбь и за Своих учеников, и за Самого Себя, как Сын человеческий. И вот Иуда приводит отряд воинов и служителей от первосвященников. Христа взяли под стражу и увели. «Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него» (Лк. 22:63). Спаситель смиренно принял все испытания, понимая, что надлежит сбыться реченному в Писании.

Для нас, для христиан, это раскрытие Божественной любви, смысл Его пришествия в мир, смысл Его Божественного воплощения. И как говорят святые отцы, Его Божественного истощания, умоления ради нас. Это тайна любви, перед которой немеет каждое человеческое сердце, каждая душа верующего человека. Ни объяснить, ни понять, ни даже принять такую любовь мы не способны.

Путь скорби

В старом городе Иерусалиме есть улица, которая привлекает паломников на протяжении многих веков – Виа Долороза, что переводится как «путь скорби». По ней, согласно христианской традиции, пролегают девять мест остановок Иисуса Христа, начиная с места осуждения и заканчивая местом казни – Голгофой, находящейся в храме Воскресения Христова, который построен над Гробом Господним. Сюда приезжают со всего света, чтобы хотя бы символически повторить крестный путь Спасителя. Начинается этот маршрут с осуждения Христа римским префектом Иудеи Понтием Пилатом. Именно здесь прокуратор поддался давлению толпы и пренебрег Римским правом, предал невиновного на смерть, отпустив на свободу разбойника Варраву.

Следующая остановка улицы – взятие Иисусом креста, и так до самого места распятия на Голгофе. В современном Иерусалиме по всей протяженности Виа Долороза на каждой, вплоть до финальной точки, расположены христианские храмы. В дни Страстной седмицы, как сама улица, так и церкви, стоящие на ней, переполнены людьми. В одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский рассуждал как раз о людях, идущих по этой улице, только совсем в другое время и совсем с другими целями: «Страшная толпа, которая пришла посмотреть, как умирает Человек, что значит собою умирание, каково Ему будет умирать в какой-то день. Были другие люди, которые радовались тому, что сейчас Христос погибнет, умрет. Не потому, что они Его лично ненавидели, а потому что Его проповедь была слишком для них страшна. Да, проповедь о той любви, о которой говорил Христос, о любви, которая себя отдает. Всю жизнь и всю смерть свою отдает за любого ближнего».

Распятие Христа

Распятие на кресте – распространенный вид казни в древнем Риме. Крестная казнь считалась самой позорной и презренной, и кроме того, крайне жестокой и мучительной. В шестом часу по полудни, с трудом добравшись до возвышения на Голгофе, ни в чем не повинный Иисус был пригвожден к шестиконечному кресту. Спустя несколько часов непередаваемых страданий, Спаситель со словами «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», умер.

Распятый Христос

Согласно тексту Евангелия в момент смерти Христа солнце померкло, завеса в Иерусалиме разодралась надвое, гробы отверзлись и некоторые из усопших святых воскресли. Из стоящих на Голгофе, многие били себя в грудь, внезапно осознав, Кого же на самом деле подвергли страшному убиению.

Это происходит для нас сегодня и всегда. Распятие Христа – это не просто историческое событие, которое совершилось немного более 2000 лет назад, а это то, к чему каждый из нас имеет непосредственное отношение сегодня и сейчас. Поэтому Страстная неделя переживается нами, в том числе, и как наше сострадание, сораспятие, участие и присутствие при вот этих страстях Христовых. А почему народ кричит: «Распни, распни»? А почему убегают ученики? Так и мы тоже убегаем. Так это и мы всякий раз, когда надо быть до конца, всецело и всемерно с Господом, Которому мы обещались любовью, в самый важный момент можем, как апостолы заснуть, можем, как Петр испугаться. И не дай Бог, чтобы как Иуда. Люди остаются теми же людьми. Всякий раз Господь приходит в мир к нам сегодня.

В Великую пятницу не совершаются Литургии, ведь в этот день Сам Господь принес Себя в жертву. Читаются царские часы и мы вновь молитвенно переживаем ход неправедного суда над Иисусом. Днем в центр храма выносится плащаница – изображение Христа во гробе. И мы приходим к ней, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование. Русский поэт Осип Мандельштам так описывал свои переживания Великой пятницы:

«Люблю священника неторопливый шаг,
Широкий вынос плащаницы
И в ветхом неводе Генисаретский мрак
Великопостныя седмицы».

«Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!» – одни из первых слов Спасителя на кресте. Очевидно, эти слова касаются не только распинающих Его римских воинов. Люди и сегодня позволяют себе сказать: «А я не просил за меня умирать», не сознавая подлинного смысла и значения искупительной жертвы Христа. Никто не имеет права на это. Мы этого не заслужили. Мы, даже если бы как-то старались это заслужить, но заслужить это невозможно. И просить об этом кощунно.

Нельзя никого заставить любить. Никого невозможно заставить быть милосердным. Часто человек милосерден не потому, что его просят, а потому, что он не может жить по-другому. И каждый из нас этому должен учиться. Быть добрым не потому, что об этом просят, быть милосердным не потому, что об этом просят, быть жертвенным не потому, что об этом просят. А потому что по-другому никак нельзя. Это делает тебя человеком. А это потому, что это Бог. Вот Такой у нас Бог.

Великая пятница

Иисус несёт Свой тяжелый крест

7-я Страстная Седмица 2

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера