Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Слово покаяние на греческом звучит «метанойя» и означает раскаяние о случившемся, сожаление, желание что-то исправить, изменить, перемену ума, переосмысление своей жизни. Часто ли мы испытываем в Таинстве Покаяния такие чувства? Готовимся ли мы пойти в храм и исторгнуть из себя все то плохое, что в себе имеем, есть ли в нас твердое намерение не возвращаться к этому или мы просто перечисляем некие события, происшедшие с нами, попадающие под категорию грехов с точки зрения Православия?
Роль покаяния в воцерковлении человека
Наше воцерковление бесплодно, если мы не меняемся. Мы можем годами ходить в храм и думать о себе, что находимся в ограде Церкви, но когда придет время сбора плодов нашей жизни, не уподобимся ли мы бесплодной смоковнице? Бог хочет, чтобы мы не только думали о себе, что живем духовной жизнью, но и были какие-то плоды этой деятельности.
Живет себе человек, и в его жизни Бог не присутствует или присутствует на уровне : «Бог у меня в душе и в храм ходить необязательно». Но в какой-то момент неожиданные перемены в жизни влекут за собой сильную встряску в его сознании. Бог приводит его в Церковь, и он с удивлением открывает для себя совершенно новый, изумительный мир и его место в этом мире. Человек испытывает ощущение собственной беспомощности, осознание того, что пребывал в некоем мире иллюзий. Только теперь ему начинает открываться, что жил он не так и воспринимал действительность совсем не такой, каковой она является на самом деле. Ему открывается, что у него есть кусочек земли (его душа) с огромными камнями, которые есть его грехи − он разбрасывал их в течение всей жизни. Что он должен возделывать на этом участке виноград и приносить плоды Богу, но там, между этими камнями только колючки.
Ужасаясь всей картине с энтузиазмом неофита, он рьяно берется за расчистку своего надела при помощи Таинства Покаяния. Идет борьба с греховными привычками, меняется образ жизни, круг общения, внешний вид, многое из ветхого уходит и человек обновляется. Он расчистил кучу крупных камней, вырубил крупные колючки, и виноград, набрав силу, начал цвести и давать плоды. На этом этапе человек, видя, что многое сделано, и он уже не «таков как прочие человецы», начинает по-другому оценивать себя.
Почему исчезает чувство покаяния?
Постепенно исчезает чувство Покаяния, а вместе с ним и энтузиазм, да и работа становится иного характера − теперь необходимо собирать множество мелких камней, которые и раскиданы повсюду и вылезают при обработке почвы, а также пропалывать сорнячки. В голове мелькает лукавая мысль о том, что все равно никто не видит этих мелких камушков и колючек, а в целом все выглядит очень даже прилично, во всяком случае лучше, чем у многих.
Человек, меняясь в Церкви, многое для этого делает, но часто не понимает, что все положительные изменения в его духовной жизни сопряжены с тем, что он встал на путь покаяния и из «страны далече» начал путь в Отчий Дом. Наша цель − это Царство Небесное, а грех − это ошибка, уклонение, промах, то, что сбивает нас с пути. Исправление ситуации обязательно начинается с понимания, что мы уклонились, заблудились и потеряли ориентиры.
С момента осознания, что так, как мы живем сегодня, дальше жить нельзя, начинается наше возвращение в Отчий Дом, возвращение на путь, которым нам заповедал идти Бог, дав нам заповеди, чтобы мы с него не сбились. Путь, ради которого воплотился Сын Божий, чтобы показать нам, как его пройти. Мы пытаемся что-то исправить, преисполнены решимости идти до конца, и сам Отец выходит нам навстречу и даст указание рабам «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк. 15:22). Мы не находим себе места от радости, оттого, что нас простили.
Но жизнь продолжается, и радость долгожданной встречи потихоньку сходит на нет, а дальше надо работать, потому что ты живешь в Отчем Доме и ешь Его Хлеб, и пьешь Его Кровь. Бог любит деятельных людей, которые служат Ему. Однако в силу нашей испорченности и нежелания много работать мы охладеваем к духовному труду, нам хочется почаще перстней и заколотых нас ради тельцов, а работать не умеем и учиться не хотим. Мы уже забываем, что недавно и рожцам были рады, да только никто их не давал, забываем о том, какие обстоятельства нас вынудили вернуться в Отчий Дом, не думаем о тех, кто там давно уже трудится, не ожидая никакой похвалы и награды денно и нощно.
Вся жизнь − покаяние
Мы должны не прибегать к покаянию, не входить в состояние покаяния, но всю свою жизнь должны превратить в покаяние. Но трудно найти человека, желающего постоянно жить в состоянии внутреннего плача, нам хочется веселья, потому что мы не разумны и подобны детям, от которых прячут варенье. Дети не понимают, что варенье и мед нельзя есть банками. И мы хотим испытывать побольше положительных моментов в ограде Церкви − на Фавор желающих много, а вот на Голгофу торопятся единицы. Мы читаем Священное Писание, Предание, жития Святых, но нередко, когда приходит время практики, когда от нас требуется решение и действия, воодушевление наше куда-то исчезает. А исчезает оно часто по той причине, что чувство покаяния нас оставляет. Для того, чтобы поддержать огонь в очаге, нам необходимо не столько сосредоточение на своих грехах, сколько сосредоточение на своем несовершенстве. Покаяние − это не постоянное чувство вины, не некое острое переживание греха. Таинство исповеди как раз и облегчает нас от этого. Сосредоточение на своих грехах и постоянная борьба с ними дадут мало пользы, если не будет понимания того, что мы не только бороться со своими грехами не в состоянии, но и не видим их в том объеме, в котором они присутствуют. К примеру, человек ходит в храм, много молится, приступает к Таинствам, не осуждает, не завидует, не рассеивается на молитве, не раздражается, но курит. Он может успокаивать себя тем, что у меня один грех, а другие регулярно осуждают и завидуют, и обижаются, и раздражаются. Но стоит ему воздержаться от курения, как все это в нем появится, потому что пока он не может решить задачу простую, не осилит и сложной. Из лестницы нельзя вырвать ступени, она развалится. Так всю жизнь по мере решения задач Бог, Который есть наш главный Врач и Педагог, ставит перед нами более сложные задачи, чтобы мы совершенствовались далее.
Иерей Роман Соловьев