Покаяние – возвращение

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Человек, впервые приступивший к покаянию, может быть повергнут в очень правильный, очень хороший шок.

Чему учит нас покаяние?

Покаяние – это шокирующая вещь. Почему? Потому что это правда. Правда никому и никогда не нравится. Правду слушать неприятно никогда и никому, кроме смиренного человека. Только смиренный человек вынесет правду. И поэтому только смиренный человек вынесет Страшный Суд. Потому что Страшный Суд – это правда, как она есть, без всяких прикрас, искажений, умалений и так далее.

Покаяние приучает нас к стоянию перед лицом этой правды. Покаяние есть вползание в эту правду, в этот океан света. Поэтому-то мы и потихонечку входим в покаяние. Ведь если ввалиться сразу в этот океан света, то мы не вынесем его, не вынесем правды о самом себе – какие же мы на самом деле перед Богом ужасные.

Великий канон открывает узкий путь спасения

Канон Андрея Критского – это одно из средств, чтобы втащить человека в свет, показать, как Бог видит нас в своей правде. В Евангелии говорится не только о милосердии и любви, в нем говорится ещё и о суде.  Эта двойственность Евангелия должна нами всегда помниться. Но когда мы каемся, то должны внимание обращать именно на правдивую, судную составляющую Евангелия. Например, она приводится в притче о талантах: человек сохранил талант, и был брошен в геенну огненную; пришел на брачный пир, не переодевшись – был брошен в геенну огненную; десять дев пришли, пять запоздали – были выгнаны вон.

Широкий путь ведет в погибель, узкий путь ведёт к спасению, но не многие находят его. Канон Андрея Критского написан именно с воспоминанием о том, что в Евангелии есть очень суровые приговорные вещи. И мы не должны об этом забывать, иначе у нас не хватит сил правдиво судить себя. Апостол Павел ясно говорит: «Кто не судит себя сам, тот будет судим миро».

Покаяние

Библейское понимание покаяния

Покаяние – это, прежде всего, действие. Покаяться значит вернуться в ту точку, с которой свернул со спасительного пути. Чтобы окончательно не заблудиться, нужно постараться вернуться к тому месту, где сбился с пути.

Представим, что мы оказались в темном лесу и заблудились. Тщетно и неправильно будет пытаться двигаться в новых направлениях. Нужно остановиться, осознать произошедшее и постараться найти то место, где сбились с пути.

Хорошо, когда есть в руках надежный светильник. Так и в духовной жизни. Как говорится  в одном из псалмов: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей». Когда светильник освящает тропу, то с тропы не собьешься. Слово Божье уподобляется светильнику. Оно освящает путь во тьме нашей жизни.

Вернуться, возвратиться на путь спасения, вернуться к Богу – это то, что в Священном Писании называется покаянием. Как в притче о блудном сыне, сын встает и идет, возвращается к своему отцу.

Как же возвратиться к Богу? В книге пророка Исайи сказано: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». Покаяние – не только перемена ума, осознание своих неправедных поступков, но и твердая решимость возвратиться в то состояние, которое было до грехопадения. Покаявшийся разворачивается в сторону Бога и идет к Нему через дела добра и милосердия.

Покаяние – возвращение

О грехе

Покаяние – возвращение

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера