Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами отправимся в древнюю Болгарию. В IX веке по Рождестве Христовом она еще пребывала во мраке язычества, но уже являл Господь среди сынов болгарского народа первых исповедников христианской веры. Светили они, как одинокие звезды на темном ночном небосклоне. Таким был болгарский князь, святой мученик Боян Болгарский.
Мученик Боян Болгарский
Правил в ту пору в Болгарии хан Омуртаг, настолько закоренелый язычник, что за одно имя Христа в его царстве можно было поплатиться головой. По всей стране были расставлены стражи порядка, ревностно следившие за тем, чтобы болгары исправно чтили отеческих богов, бездушных идолов. А уж как надзирал хан над своими сыновьями, и говорить не приходится.
И все-таки недоглядел. Его старший сын вдруг начал проявлять интерес к христианству. Молодой царевич любил природу, а в Болгарии она очень живописна. Часами мог он сидеть где-нибудь на склоне Родопских гор или на берегу Черного моря, и наблюдать за тем, как дивно устроено мироздание, какой порядок царит всюду во вселенной, и как жалки каменные и деревянные истуканы, которым поклоняется его народ.
«Должен быть Единый Правитель неба и земли», – такая мысль зародилась в нем с самой юности. Пытался он говорить на эту тему с отцом, но тот и слышать ничего не хотел. Начал смотреть на собственного первенца, как на какого-то отщепенца. В наказание за тягу к христианству он даже лишил его права наследования престола. Впрочем, царевич не особо об этом печалился. Мирская власть его тяготила.
«Сколько дрязг и раздора приходится ежедневно видеть в ханском дворце, – думал он про себя. – Но теперь ничто из этого мне не грозит. Удалюсь я куда-нибудь в тихое село и буду жить там по совести».
Но на самом деле все вышло иначе. Вскоре грянула война болгар с греками. Хан одержал победу и с поля брани привел немало пленных. Некоторых из них отдал он в рабы царевичу. Князь отнесся к ним весьма милостиво, и даже начал учить греческий язык. Его интересовало, чем живет соседний народ. А Господь послал ему из среды пленных самого настоящего учителя. Это был образованный грек по имени Киннамон.
Однажды заговорил он с царевичем о том, что всей вселенной управляет Единый Истинный Бог.
«Да знаю я это, – воскликнул царевич с нескрываемой радостью, немало удивив Киннамона. – Сколько лет просил я Небесного Творца открыть мне хоть нечто о Себе. А то ведь я даже не ведаю, как к Нему обращаться».
«Но имеешь ли ты терпение, чтобы услышать мой рассказ о Творце и Спасителе мира, Господе нашем Иисусе Христе?» – спросил Киннамон.
«Да я готов слушать об этом день и ночь, – с жаром ответил ему царевич, – и буду благодарен тебе до конца дней моих».
Киннамон целую неделю рассказывал царевичу о том, как сотворил Бог небо и землю, как поселил первого человека в раю, как нарушил Адам Божию заповедь и был изгнан из Эдемского сада, и как послал Бог Своего Сына, Господа Иисуса Христа, чтобы снова ввел Он человека уже не в земной рай, а в вечное Небесное Царство. Слушая его, царевич сидел, не шелохнувшись, и лишь изредка задавал вопросы.
«Для того чтобы наследовать это Господне Царство, – закончил свою речь Киннамон, – ты должен креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а потом творить добрые дела, пока живешь ты на земле».
«Но что мешает мне креститься? – спросил царевич. – Страх перед отцом? Да не будет этого. Готов я принять святое крещение, даже если за это придется мне пострадать».
И крещение царевича вскорости свершилось. В святой купели получил он имя Боян (что означает воин). Да, стал он самым настоящим воином, ратующим за веру Христову в своем народе. Но какой гнев весть о его крещении вызвала в его младшем брате, Маломире, занявшем к тому времени ханский престол. Он заключил царевича в темницу и стал требовать от него отречения от Христа.
«Никогда я этого не сделаю, – ответил Боян. – Всю жизнь стремилась моя душа к христианской вере, и теперь обрел я счастье и покой».
Тогда Маломир вынес смертный приговор своему старшему брату. За принятие христианства повелел он казнить его. Святой Боян с благородным достоинством выслушал ханское решение о своей участи. Перед казнью он изрек дивное пророчество о будущем крещении всей Болгарии, и оно сбылось через несколько десятилетий. А первый болгарский царевич-мученик, приняв смерть за Христа, вошел в Его небесный чертог, чтобы быть ходатаем о своем народе. Запомним его имя – имя святого воина. Пусть и на нас простирается его крепкое заступничество.
Преподобномученик Евстратий Печерский – житие