С Воскресным днём, дорогие братия и сестры!
Первое воскресенье после Пасхи в Церкви носит название «Антипасхи», что в переводе с греческого означает “вместо Пасхи”. Это не противопоставление, а продолжение пасхальной радости, словно второе торжество Воскресения Христова. В народе этот день также называют «Фоминым воскресеньем», поскольку на литургии читается евангельское повествование о явлении Воскресшего Спасителя апостолу Фоме.
Библейское основание
Событие, которому посвящена Антипасха, описано в Евангелии от Иоанна (Ин. 20:19-31). После Своего Воскресения Христос является ученикам, но среди них нет апостола Фомы. Услышав от братьев о явлении Господа, Фома говорит: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20:25).
После этих слов проходит ещё одна неделя. Ученики снова собираются вместе, с ними в этот раз присутствует и Фома. Спаситель снова является ученикам и, обращаясь к Фоме, говорит: “Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим” (Ин. 20:27).
Потрясённый Фома восклицает: “Господь мой и Бог мой!”– и эти слова становятся одним из самых сильных исповеданий веры в Новом Завете.
Духовный смысл Антипасхи
Антипасха для верующего человека несёт ряд духовных значений. Во-первых, этот праздник является продолжением Пасхальной радости. Это не просто воспоминание о событии, а «новое явление Воскресшего Христа». Церковь подчёркивает, что вера в Воскресение – основа христианства, и даже сомнение Фомы служит укреплению веры для всех последующих поколений.
Во-вторых, евангельские события показывают нам, что путь веры у каждого человека очень разный. Фоме потребовалось явное подтверждение, другой сможет уверовать и без видения.
Господь не отвергает сомневающегося апостола, но милосердно даёт ему возможность убедиться. Однако затем говорит: “Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин. 20:29). Эти слова обращены ко всем христианам, призванным верить, не требуя чудесных доказательств.
В-третьих, в древности в этот день новокрещённые, принявшие Таинство на Пасху, снимали белые крещальные одежды, символически завершая период оглашения и вступая в полноту церковной жизни.
Богослужение и традиции
На вечерне поётся пасхальный канон, а на утрени звучит величание: *”Величаем Тебя, Живодавче Христе, и чтим святое Воскресение Твое, которое обновил еси уверением апостола Фомы”. На Литургии читается Евангелия от Иоанна (зачало 65). В некоторых храмах сохраняется традиция крестного хода.
На Руси этот день называли “Красной горкой” и связывали с началом весенних гуляний и свадеб. После долгого Великого поста и Светлой седмицы (когда венчания не совершались) именно на Антипасху часто играли свадьбы.
***
Антипасха – это торжество веры, напоминание о том, что Христос побеждает всякое сомнение. Как апостол Фома, каждый христианин призван исповедать: “Господь мой и Бог мой!” – не только в радости, но и в испытаниях.
Пусть этот день станет для нас новым обращением ко Христу, Который, как и две тысячи лет назад, является нам в Таинствах Церкви и в жизни по вере.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!