Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами отправимся в старинный русский город Муром. Ему уже больше тысячи лет. Стоит он на высоком берегу Оки, среди сказочно красивых заповедных лесов. В древнюю пору жили там люди храбрые и мастеровые. Отправь такого человека в лес с топором, он в неделю избу срубит. Одна только была беда. Не знали эти люди истинного Бога. Вместе с избами высекали они громадных идолов, поклонялись им и считали их своими помощниками во всех делах.
Святой князь Владимир Красное Солнышко отдал когда-то Муром своему сыну, будущему князю-страстотерпцу Глебу. Тот начал строить там православные храмы, приучать жителей к христианскому благочестию, и целых два столетия не оскудевала земля Муромская святыми. Но к середине XIII века охладели русичи к благочестью. Распри и обиды умножились.
Тогда попустил Господь прийти на Русь безбожной Орде. Многие города были сожжены. Не миновала эта участь и Муром. Сильно разорили его захватчики. От теремов и посадов остались одни пепелища, да и храмы были поруганы. Сколько сил теперь положить надо, чтобы поднялся город из руин. Но Муромский князь понимал, что главное не дома да дворцы воссоздать, а возродить в народе веру. Будет вера, все остальное приложится. И потому обратился он к киевскому митрополиту Максиму.
«Нет у меня эпископа, – писал он, – некому и учить людей вере. Пришли мне мужа праведного и благочестивого».
Не сразу подобрал святой митрополит подходящего владыку. Слышал он, что сердца жителей Мурома сильно огрубели. Не примут они строгого в архипастыря. Нужен им человек скромный и незлобивый.
Святитель Василий Рязанский
Наконец нашел он такого среди своих священников. Звали его Василием. В летах он был уже преклонных, был седовласым и смиренным, а главное – твердым в вере, преданным одному Богу и готовым даже пострадать за дело Христово. Митрополит посвятил его в епископы и отправил в северную Русь.
«Посылаю тебя как агнца в среду волков. Будь кроток и не помни зла», – сказал он ему в напутствие.
Прибыл святой Василий в землю для него чужую, суровую и неприветливую. Но что до того. Господь повелел сеять евангельское семя и на камни.
Ведь подчас и каменные сердца может растопить отеческая слеза заботливого пастыря. Вот и начал он свое дело со слезами на глазах. Куда ни глянь – разруха до убожество. Храмы поросли травой, а многие люди даже забыли, как лоб перекрестить. Взялся тогда святой Василий учить их, как маленьких детей: это хорошо, а это плохо, так можно поступать, а так нельзя. Одни муромцы слушали его со вниманием, а другие насмехались.
«Эдакий приехал нас поучать. Мы сами не лыком шиты, небось, что-то знаем», – такие укоризны приходилось слышать святому на каждом шагу. Худо-бедно терпели его, пока он их кротко наставлял.
Но когда стал он обличать богатых купцов за то, что те не дают хлеба нищим даже в голодные годы, их терпению пришел конец.
«Не люб нам этот епископ, – шептались богачи между собой. – Как бы нам его отсюда выпроводить?»
Начали возводить они на святого разные наветы. Однако князь не верил торговцам. «Таков уж их нрав, – говорил он. – Ради своих барышей они готовы на любые сплетни».
Но злые языки делали свое дело. Все меньше и меньше людей приходило слушать проповеди святого Василия. Вельможи стали гнать его, а некоторые даже замышляли убить.
Увидел тогда святой, что не одолеть ему всей этой злобы, и обратился с горячей молитвой к Богу. Мы не знаем, каков был ему ответ Божий, но то, что произошло дальше, иначе как чудом не назовешь. Вышел святой Василий после молитвы из церкви в черной иноческой одежде. Направился к берегу Оки. В одной руке был у него архиерейский посох, а в другой – икона Божией Матери. Подошел он к реке, взял свою монашескую мантию и бросил ее на воду, а затем взошел на нее как на корабль и силой Божией понесся на юг, к Рязани.
Некоторые, увидев это, попадали на колени и начали каяться в своих неправдах. Другие же лишь с любопытством смотрели на все это. Столь холодными были их сердца. В полдень прибыл святой к месту, именуемому Старая Рязань. Там уже ждал его князь Олег со многим духовенством. Как узнали рязанцы о его прибытии, одному Богу ведомо. Но встретили они скитальца с великой честью. Стал святой Василий епископом рязанским. А Муром за свой грех так больше ни одного епископа не получил. И вскоре его вновь разорили татары. Впрочем, святой часто молился за свою непослушную муромскую паству. А еще паче за добрых рязанцев, своих благодетелей.
Сегодня вся Рязань прославляет его память. На торжество приедут и муромцы, потомки тех, кто когда-то изгнал праведника. Ведь всех зовет к себе святой Василий. Всех прощает. И молится о каждой душе христианской.