Земное и Небесное.Монашество

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Продолжаем публиковать документальный фильм «Земное и Небесное», который рассказывает об истории Русской Православной Церкви и Русского государства.

Данный сериал снят по благословению Патриарха Алексия II киностудией «Остров».

3-я серия – о «Монашестве».

Чем глубже православие проникало в быт Руси, тем сильнее в русской церкви возрастало значение монашества. В чем смысл жизни монаха? Почему эти люди отказываются от житейских радостей, обрекают себя на лишения? О великом подвижнике иночества Преподобном Сергии Радонежском.

Ведущий 3-ей серии ─ Владимир Заманский.

Время Сергия Радонежского – время возрождения Руси. Страна до Сергия Радонежского и после него – две духовно разные страны.

Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Я поздравляю всех  вас с днем памяти преподобного и богоносного Аввы Сергия, печальника и молитвенника земли нашей. Бывает трудно нести наш малый жизненный крест. Но надо помнить, что креста выше сил человеческих не бывает. Крест дается каждому по его силам. И я молитвенно желаю, чтобы каждый из вас нес бы свой крест в терпении. Да хранит всех вас Господь по молитвам преподобного на всех путях жизни вашей. С праздником всех вас, дорогие мои.

Наш фильм о великом подвижнике иночества Сергии Радонежском. О монашестве на Руси.

Когда ордынцы взяли Владимир-на-Клязьме, в Успенском соборе укрылись великая княгиня Агафья со снохами, епископ Митрофан со священниками. Враги обложили собор дровами и подожгли. Люди задохнулись от дыма. Семь недель сопротивлялся батыеву войску маленький город Козельск, в котором князем был младенец Василий. О его судьбе в летописи говорится, что «он в крови утонул». Люди бежали из сел и городов, прятались по лесам, спасались от больших и малых орд. Многие монастыри были разрушены.

Вот в этом городке в семье обедневших бояр Кирилла и Марии родился мальчик. Еще когда мать носила сына под сердцем, стало ясно, что ребенок будет особенным.

Однажды, когда Мария была в храме на Литургии, ребенок во чреве прокричал трижды: первый раз перед чтением Евангелия, второй раз, громче, во время Херувимской песни, а когда священник возгласил «Святая – святым» – так громко, что все услышали. Испуганная мать пала на колени, обливаясь слезами. Наверное, Мария почувствовала, что носит под сердцем необыкновенное дитя. И нарекли мальчика Варфоломеем, что в переводе означает – сын радости.

Что это за люди? Как могут они отказаться от мира, житейских радостей, даже от женской любви? Зачем они бросают все и уходят в монастыри? Почему обрекают себя на эти лишения? Все просто и невероятно сложно. Молитва не должна прерываться ни на минуту, ни на мгновение.

Мы на уроке Закона Божия в православной гимназии Варницкого Троице-Сергиева монастыря. Родители отдали Варфоломея с братьями в учение. Братья учились успешно, а Варфоломею учение не давалось, далеко отстал он. Чтение не давалось. До тех пор, пока не встретил в лесу черноризца.

Варфоломей искал в лесу отбившихся от табуна коней, когда явился ему старец в черных монашеских одеждах. Старец поговорил с отроком, узнал о тяготах учения, и обещал за мальчика молиться. Варфоломей поклонился старцу и пригласил его в дом родителей.

Была приготовлена еда для гостя. Но старец сказал, что прежде надо вкусить пищи духовной, и дал Варфоломею Псалтирь и велел читать псалом.

«Аз не умею того, отче», – сказал со слезами мальчик.

«Читай, глаголи Божье Слово без сомнения», – велел старец.

И Варфоломей начал читать стройно и внятно.

«Яко от Бога дасться ему книжный разумъ, а не от человекъ», – говорит житие.

Ростов Великий.

Наместник Троице-Сергиева Варницкого мужского монастыря игумен Силуан. Безбожное время после 1917 года. Наш монастырь более всех ростовских пострадал. Был взорван Троицкий собор, разобраны все башни, стены, автомобильная дорога была проложена прямо через монастырь. Казалось, уже ничего не напоминает обитель. Но, тем не менее, чувствуется, как преподобный Сергий покровительствует своей родине. И вот его покровительством ныне возрождается древняя Варницкая обитель на его родине.

Постоянные татарские набеги разоряли и ростовские земли. Скоро и семье Варфоломея пришлось оставить дом и уйти в Радонеж. Варфоломей просил отца и мать отпустить его в монашество, но те удерживали его тем, чтобы он послужил им в старости и дряхлости. Перед смертью Кирилл и Мария приняли постриг и стали монахами Хотькова монастыря. Варфоломей был с ними до самого конца.

Похоронив родителей, они вместе с братом отправились в леса искать место для пустынножительства. Братья обошли много мест, пока нашли место, которое понравилось им обоим. Сотворив молитву, стали рубить деревья, построили шалаш, потом келью, а потом и малый храм. Вот этот малый храм и стал Троице-Сергиевой лаврой.

Об этих местах говорят – благодатные. Конечно, бывало, что места для обители указывались свыше, чудотворными явлениями. И все же благодатными их делали монахи своими молитвами, своими трудами, своим духовным подвигом. И люди идут сюда, чтобы вырваться из повседневной суеты и прикоснуться к вечному. На Руси всегда любили иноков и монастыри.

Это тоже Троице-Сергиева лавра. Таинство рукоположения в сан священника. Аксиос, по-гречески – достоин. Этот священник удостоился, что рукополагает его сам Патриарх, в своем домовом храме.

Брат недолго прожил с Варфоломеем, и вскоре ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей позвал в пустыньку старца и принял постриг с именем Сергий. Так начался монашеский подвиг преподобного.

Русские леса были тогда совсем дикими. Медведи, волки приходили к келье преподобного. Преподобный рассказывал своим ученикам, что однажды ночью расступились стены церкви и вошел сатана с полком бесовским. С криками, шумом и воплями стали разорять они церковь.

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица́ Его ненавидящии Его», – стал читать преподобный. И бесы исчезли. Первые иноки пришли к преподобному через два года.

Руководитель ЦНЦ «Православная Энциклопедия» С.Л. Кравец. В мире все время есть необходимость в молитве. И вот эта непрестанная молитва творится монахами. Монах бросает вызов злу, обращает свои молитвы к Богу постоянно. Это его главная задача, смысл его жизни. И поэтому искушений там великое множество. Как же так? Какой святой человек, почему ему столько искушений самых разных, от чудовищ до блудниц? А потому что молитва сильная. Потому что он не в тылу прячется, а идет, что называется, в бой и наносит удар злу. Поэтому и вызывает огонь на себя».

Окончание 8

На видео – рубрику >>

«Земное и Небесное» – 4 серия

«Земное и Небесное» – 2 серия

На главную страницу сайта - Семья и Вера