Земное и Небесное. Без патриарха

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сейчас нам уже сложно представить нашу Православную Церковь без Патриарха. Глава нашей Церкви – патриарх Кирилл, и предшествующий ему Патриарх Алексий II только своим сильным авторитетом решали (а Патриарх Кирилл успешно продолжает решать) вопросы любой сложности.

А было такое время, когда Русская Православная Церковь не имела своей Главы, и была управляема Священным Синодом (совет из нескольких архиереев и императорского поверенного), который сложно, длительно и, иногда, безуспешно решал жизненно важные вопросы и проблемы.

Эта драматическая история, начавшаяся с правления Петра I и длившегося вплоть до событий 1917 года, развернута в 7-ой серии.
Данный сериал снят по благословению Патриарха Алексия II киностудией «Остров».

7-я серия – «Без патриарха». Ведущий Юрий Шевчук.

300-летие Санкт-Петербурга и перенесение мощей святого Андрея Первозванного – эти два события сошлись во времени и пространстве. Воистину неисповедимы Пути Господни. Наш фильм о синодальном периоде в истории русского православия, о двух веках без патриарха. В апреле 1682 года младший сын Алексея Михайловича, десятилетний Петр, был провозглашен царем. И хотя брат Иван был старше, и по закону трон должен был достаться ему, патриарх Иоаким настоял на том, чтобы царем стал именно Петр. Но собственно, царствование Петра началось в 1698 году, когда он жестоко расправился со стрелецкими бунтовщиками.

Сначала казнили полсотни. Но этого Петру показалось мало. Он помнил, как жестоко обошлись стрельцы с его семьей, и чудом не погиб он сам. Срочно вернувшийся из-за границы царь, учинил великий розыск и казнил уже 1700 служивых. Он сам рубил головы топором. Вот здесь примерно стояли плаха и виселицы. Пришедший с иконой Божией Матери патриарх Адриан заступничать за приговоренных, был прилюдно оскорблен и выгнан. Началась эпоха Петра Великого.

Российская держава при Петре I обрела мощь, прежде невиданную. XVIII век страна начала блеском военных побед над шведами. Строились флот, заводы, крепости, города. На диком невском болоте вырос имперского размаха и красоты город. Столицу из Москвы перенесли почти к самой границе, в Петербург.

Это только поначалу колокола переплавляли на пушки. Потом началась своя горнодобыча, которая до сих пор кормит страну.

Святой чудотворец Митрофан, правда, имел на молодого царя огромное влияние. Петр успел приехать в день кончины своего духовного учителя. Он целовал ему руки, он плакал, он нес его гроб. «Никогда у меня более не будет такого святого старца», – воскликнул он. И через некоторое время, по сути дела, отменил патриаршество. Был издан духовный регламент, где коллегиальность в делах управления Церковью была оправдана госбезопасностью. Было создано двенадцать коллегий, которые управляли всей Россией. А в феврале 1721 года был торжественно открыт Святейший Правительствующий Синод.

По сути дела, Церковь стала государственным органом. А в октябре в новой столице, в Санкт-Петербурге, от Сената и Синода Петр принимает титул Императора Всероссийского.

Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. Спор патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, что превыше: священство или царство, их разлад, имели огромное трагическое значение для всей истории Церкви, да и государства Российского. Память об этом конфликте, о том, что возник вопрос, кто же главный на Руси: патриарх или царь, осталась. И Петр никогда не забывал о том, что потенциально такой спор уже был, а значит, снова может возникнуть. Поэтому упразднение патриаршества было очень логичным для него. Церковь превращается в «служанку» государства. Потому что государство обожествляется практически.

Старший научный сотрудник Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга Н.С. Крылов. Этот документ, который называется «Духовный регламент», торжественно хранился в общем зале в присутствии Святейшего Правительствующего Синода в этом ларце, который был изготовлен специально для него. И сейчас он находится на хранении в нашем архиве.
И что же в этом документе?
Старший научный сотрудник Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга Н.С. Крылов. Документ этот можно считать своеобразной конституцией, по которой жила наша Церковь в течение всей синодальной эпохи, то есть, с 1721 года, когда он был принят и подписан, вплоть до 1917 года, когда закончилась эта эпоха. Сам государь Петр I подписал этот документ, семь сенаторов и 87 персон – архиереи, архимандриты, игумены, настоятели важнейших монастырей. То есть, вся полнота Русской Церкви. Можно сказать документ, который имеет значение Соборного акта.

До сих пор к реформам Петра многие относятся неравнодушно и неоднозначно. Как писал протоиерей и историк Георгий Флоровский, именно с Петра начинается подлинный русский раскол. Было издано много указов: запретили крестные ходы и Богоявленскую воду, было запрещено строительство часовен на памятных местах и перекрестках дорог. Из русской жизни попытались исключить юродство.

Но больше всего император ополчился на монашество, едящее, как он говорил, даровой хлеб, когда государству нужны были штыки и солдаты. Запрещалось принимать в монастыри мужчин до 30, а женщин до 60 лет. Запрещалось строительство новых обителей без позволения Синода, а строительство скитов прекратилось окончательно. Из-за недостатка средств закрылось множество монастырей. Люди, не понимавшие реформ Петра, считали его антихристом.

Петру для реформ нужны были образованные люди. Были созданы светские училища, которые готовили специалистов для армии, флота. Для детей священнослужителей тоже было введено обязательное образование. Одна из первых духовных школ была организована здесь, в Александро-Невской лавре.

Дьякон Андрей Кураев. Ему нравилась протестантская управляемость. Ведь дело в том, что реформация бросила в мир очень красивый лозунг: чья власть, того и вера. И вот эта идея – подчиненность, управляемость и прозрачность – она Петру понравилась.

Санкт-Петербург на два столетия стал официальным центром церковной жизни России. После смерти Петра и прихода к власти временщиков Синод оказался зависимым еще и от Тайного Совета, лишенного в отличие от миропомазанного императора не только сакральности, но даже далеко не православного по своему составу.

Елизавета Петровна хоть и почитала православные обряды, покровительствовала певчим, ездила к старцам в монастыри, но законы, данные великим отцом, отменить не посмела. Хотя, в общем-то, и не очень им следовала. В дни царствования Елизаветы Петровны юродство было запрещено, но на всю Россию прославилась великая святая блаженная Ксения Петербургская.

Потеряв в возрасте 26 лет мужа, потрясенная утратой горячо любимого человека, Ксения раздает все свое имение и имущество нищим, и принимает подвиг юродства во Христе. И сейчас петербургские барышни приходят к этой часовне и просят у Ксении любви, здоровья ближним, детей, и она всем помогает.

Окончание 8

«Земное и Небесное» – 8 серия

«Земное и Небесное» – 6 серия

На видео – рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера