Почему мы молимся святым, а не прямо к Богу?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Предлагаем Вашему вниманию вопрос, интересующий многих верующих православных христиан: Почему в Православии люди обращают свои молитвы не к Богу напрямую?
— Если открыть православный молитвослов, то легко убедиться, что большинство наших молитв непосредственно обращено к Богу. В других молитвах мы просим Матерь Божию, св. Ангелов, св. угодников Божиих исходатайствовать нам у Бога помощь.
Священное Писание убеждает, что посредничество святых между Всесовершенным Богом и духовно немощными людьми установлено Самим Богом. Господь заключил Завет со всем избранным народом, однако общение Его с ним было опосредовано через пророка Моисея.
«И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (Исх.19:9). Не только Бог не обращается к народу непосредственно, но и люди Израиля свои молитвы к Богу обращают только через Моисея: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх.20:19).
А Давид? Он был пророк и имел молитвенное дерзновение к Богу, но иногда в его общении с Господом было посредничество пророков Нафана и Гада. «Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания…» (2 Цар.7:4–5); «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал…» (2 Цар.12:1). Бог через Нафана обличил грехопадение Давида. «И сказал Давид Нафану: согрешил я перед Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех; ты не умрешь» (12:13). Позже, когда была незаконная перепись, Господь общается с Давидом не «напрямую», а через пророка Гада (24:11–16).
Пророк Елисей желал иметь сугубую благодать Божию, но обращается с просьбой не прямо к Богу, а через пророка Илью? «Когда они перешли, Илья сказал Елисею проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будед» (4 Цар.2:9-10).
Духа человеку может подать только Бог. Почему же пророк Елисей просит через пророка Илью? Царь Седекия призывает пророка Иеремию и просит: «помолись о нас Господу Богу нашему» (Иер.37:3). Вновь посредничество. Принявший крещение Симон волх после того как апостол Петр обличил его просит апостолов Петра и Иоанна: «помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (Деян.8:24). Почему не «напрямую»?
Беспечный богач из притчи о нищем Лазаре также не впрямую просит Бога: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24).
Св. апостол Иаков призывает нас: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:16). И апостол Павел просит: «Братия! молитесь о нас» (1 Фесс.5:25); «Итак молитесь за нас, братия» (2 Фесс.3:1); «Молитесь о нас» (Евр.13:18). Если первоверховный апостол просит молитвенного ходатайства за него к Богу, значит, видит в этом духовную пользу: «надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Флм.1:22).
Наконец, в Новом Завете мы умеем ясные указания на силу молитв святых: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Отк.8:3–4).
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Здравствуйте. Все же никак не пойму :зачем православным СТОЛЬКО святых ? Я понимаю, это люди особо приблизились к Богу, но они же ЛЮДИ! Почему так активно почитаются мощи если от прикосновения к мертвому телу, согласно Библии, человек оскверняется. Почему в конце зимы когда организм ослаблен, начинается Великий пост ? Почему нужно обязательно целовать иконы ? Зачем молиться чужими словами? Зачем столько правил ? Если нарушишь несколько или сразу все, Бог отвернется от тебя ? Нет! Главное это внутреннее состояние человека, насколько он САМ СТРЕМИТСЯ К БОГУ. Он создал всех нас свободными, зачем же искренней вере такая клетка правил ?
Здравствуйте, Наталья!
Да, Господь человека создал абсолютно свободным. Настолько, что Сам, будучи Творцом и Вседержителем всего на свете, эту свободу не нарушает. И человек по своей свободной воле выбирает с кем быть: с Богом или одному спасаться. Господь ждет, когда человек повернется к Нему. Для человека же, чтобы повернуться к Богу, необходимо стать чистым «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Человек очищает себя и меняет, соблюдая и внешние правила тоже. Хорошо, когда сам человек стремиться к Богу, но чтобы не уйти в ересь, лучше следовать примеру тех, кто этим путем прошел. Святые нам оставили указания, как молиться и как вообще вести себя, как жить в миру и будучи в монастыре.
Человек при этом абсолютно свободен. Он может выбрать свой путь, и не следовать советам, примеру святых, догматам, правилам и традициям Матери Церкви. И жить как хочется и верить, как ему кажется правильно – это выбор человека. Но этот путь никак не связан со смирением, к которому призывает нас Господь. Смиренные – наследники Царства Небесного, ибо Бог говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Смиренным Бог дает благодать, как написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).
Мы мало что можем без Господа Бога, можно сказать, что абсолютно ничего. А Господь входит только в открытое сердце смиренного человека.
С Богом!
Добрый день! Батюшка, скажите пожалуйста я год читаю акафисты по соглашению т. к проблем очень много. Хожу в храм каждую субботу, стараюсь два раза в месяц исповедаться и причаститься, но проблемы не решаются, а становиться только хуже. Почему так? Так же читала неусыпаемая псалтырь сама и заказала в монастыре на год, евангелие читаю, а такое ощущение, что Бог меня не слышит. Подскажите, что я делаю ни так. Спасибо
Здравствуйте, Надежда!
Очень часто так бывает, что мы молимся и нам кажется, что ничего не меняется. Но это только нам так кажется, потому что главное изменение – это внутренние перемены, на которые человек обращает мало внимания. Очень хороший совет дает преподобный Исаак Сирин: мы не умнее Бога, Он лучше знает, что полезней будет нашей душе в данный момент. Либо мы еще не готовы получить то, о чем молимся; либо просим без смирения. Бог всегда слышит наши молитвы, но мы должны еще подготовить себя и свою душу, чтобы принять просимое.
С Богом!
Здравствуйте, Батюшка!
Мы недавно крестили дочку именем Маргарита. Так как день рождения у нее 27 августа, то по святцам ей подходит святая новомученица Маргарита Закачурина. Хотели купить иконочку этой святой, но ни где не смогли найти. Все продавцы твердят, что есть только одна святая Маргарита (Марина) Антиохийская. Дело в том, что дочку крестили именно Маргаритой. Раньше же девочек с таким именем крестили Мариной, а по паспорту она была Маргаритой. При причастии они называли имя Марина. Именно по этому у нас встал вопрос о поиске святой с именем Маргарита.
Подскажите, пожалуйста, бывают ли иконочки с ликом Маргариты Закочуриной или действительно есть только одна святая Маргарита (Марина) Антиохийская?
Здравствуйте, Юлия!
В Православном Церковном календаре есть святая преподобномученица Маргарита (Закачурина). Она являетя новомученицей, так как пострадала в 20 веке в годы репрессии, а именно, в 1937 году. Про эту святую мало известно. Иконы с её образом не написано. Но молиться этой святой Вы можете, почитать её, как небесную покровительницу. Перед причастием скажите священнику, что дочь Ваша Маргарита, а не Марина и крещена в честь святой новомученицы Маргариты. Может, со временем, напишут икону в честь этой святой.
С Богом!
Батюшка, благословите! Посоветуйте, как среди сонма святых выбрать святых для особого почтения, для ежедневной молитвы. Читала, что есть много святых, которые имеют великое дерзновение перед Господом,но людьми они мало почитаются, забыты. Ведь об исцелении можно молиться многим святым, почти у каждого в житии есть чудеса исцеления. Выбирать “специлизацию”- этому о ногах, а этому о глазах, но та же Матронушка исцеляла и то, и другое. А в житейскиз проблемах одни молятся св. Николаю, другие спорят, что св. Спиридон сильнее, третьи советуют молиться местным святым, они-де быстрее услышат. Например, у нас на рязанщине есть св. Матрона Анемнясевская, блаж. Любушка, но все едут к Матроне Московской и блаж. Ксении- значит,они ближе ко Господу? У святых есть более или менее сильные,заслуженные? Я не понимаю в этом. Недавно мне посоветовали молиться тем святым, чья память возле дня моего рождения. Я так и делаю, но святых так много и они все наши помощники! Каким святым надо молиться ежедневно, посоветуйте! А то я стала молиться Одной Богоматери во всех нуждах, ведь Она и Целительница, и Путеводительница и Покров наш, и Споручница нам грешным, и Всесильная Помошница во всём! Но это, наверное, неправильно, надо ещё и святым молиться? Подскажите! Спаси Господи!
Бог благословит!
Вы рассуждаете верно. Можно молиться Пресвятой Богородице во многих трудных обстоятельствах и нельзя выбирать святых таким образом, что один лечит глаза, другой ноги и т.д. Святые угодники Божии могут во всем помочь. Но здесь я выделю несколько важных замечаний. Нас учили так, что в самом главном мы обращаемся к Богу (например Спасение для вечной жизни, или очень важные жизненные проблемы мы тоже обращаемся к Богу, читаем молитвы по соглашению). Это ещё можно сравнить с таким примером, что если ты придешь на приём к царю, то не будешь у него просить телегу навоза для удобрения, а попросишь чего-либо по важнее. Так и к Богу не будешь обращаться по каким-то мелочам, а можешь обратиться за помощью к святым. Другой важный момент. Сказано в священном писании, что звезда от звезды отличается, одна ярче и больше, другая меньше, так и святые угодники Божии отличаются перед Богом в Славе. Одни ближе к Богу и имеют большее дерзновение, чем другие. Поэтому можно сказать так, что к некоторым святым угодникам можно обращаться во всех нуждах, например, святителю Николаю Чудотворцу, а святой блаженной Матроне можно обращаться даже во всякой мелочи. И ещё один важный момент. Если у человека есть крепкая вера в помощь даже к самому незначительному святому, то этот святой может ему помочь, а если нет веры, то даже великий святой может не помочь. Надо верить, молиться, как Господь говорил, что по вере вашей да будет вам.
Мир вам и Божие благословение!