Мытарь и Фарисей

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Великим постом установлен подготовительный промежуток. Святая Церковь готовит своих чад к постовым дням тремя неделями, которые называются предуготовительными, то есть – подготовительными.

Сегодня наступила первая неделя, по церковному называемая: Неделя о мытаре и фарисее.

Господь наш Иисус Христос, уча народ, сказал весьма интересную и назидательную притчу.

 

Заглавие

Неделя о мытаре и фарисее

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 18; 10-14).

Ниже мы приводим слова Схиархимандрита Зосимы (Сокура), который объясняет значение этой поучительной притчи:

Фарисей и мытарь“Основанием христианской жизни является смирение. Никакой подвиг, никакие посты, бдения, молитвы не приятны Богу, если совершаются без смирения. Из притчи о мытаре и фарисее видно, что мытарь действительно был грешник, а фарисей по делам действительно был праведник, но первый имел смирение и был оправдан Богом, а второй не имел и был отвергнут.

Потому что гордость ненавистна Богу, она роднит человека с диаволом и удаляет от Бога бесконечно.

Учиться смирению нужно у Господа Бога, нашего Создателя, о чем Он Сам говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Однако наука эта не простая, и ей нужно учиться в течение всей жизни.

Сначала необходимо, чтобы наш ум усвоил себе так называемое смиренномудрие, смиренный образ мыслей. Состояние души всегда зависит от того, какие мысли полюбил и усвоил себе ум. Если эти мысли гордые, то и душа будет гордая.

Смиренномудрие достигается прежде всего памятованием прежних грехов. Хотя мы их исповедали, и они нам прощены, но память о них должна остаться — для того, чтобы стяжать смиренномудрие. «Даруй ми зрети моя прегрешения…» — так учит молиться об этом святая Церковь.

Еще смиренномудрие достигается самоукорением. При всяком конфликте, всяком неприятном происшествии нужно обвинить самого себя, а не других, даже если ум показывает, что мы правы, а другие виноваты. Еще смиренномудрие достигается неосуждением и составлением всех, даже явных грешников и преступников, выше себя. Еще смиренномудрие достигается люблением порицаний. Нужно научиться искренне радоваться, когда нас ругают и укоряют, и искренне огорчаться, когда хвалят.

Такую войну против гибельной гордости и должны вести все последователи Христовы, в ней должны они возрастать и так приближаться к Богу.”

И да поможет нам Господь исправить свою душу и сердце, и стать смиренней, чтобы Господу мы были более угодны!

окончание

Неделя о мытаре и фарисее. Видео – проповедь патриарха Кирилла

Подготовительные недели перед постом

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера