Какова цель христианского воспитания?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Какова цель христианского воспитания, в чем оно состоит? Что должно быть в основе нашей жизни? Что бывает в последствие, если плотское подавляет духовное и душевное? И что происходит, если нарушается иерархичность личности человека, и он начинает жить противоестественной для себя жизнью?
Отвечает архимандрит Георгий (Шестун):
«Цель христианского воспитания – привести ребенка ко Христу, сделать из него христианина, чтобы, когда он придет в разум, то сам себя исповедовал бы, как – христианина, понимая, что такая жизнь – правильная, полноценная.
В основе жизни должен быть дух; дух питает душу, а душа преображает плоть. Если плотское начинает подавлять духовное и душевное, то проявляется искаженность человеческой природы.
При этом радость истинного бытия не приобретается. Душа скорбит, места себе не находит и, как в Священном Писании сказано: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9:25). Это происходит, когда нарушается иерархичность личности человека, и он начинает жить противоестественной для себя жизнью.
Это мучительная жизнь, не приносящая радости, а доводящая до уныния и до трагических последствий, что мы наблюдаем в существовании многих людей, даже благополучных, на первый взгляд и образованных, и материально обеспеченных, которые скорбят, испытывая духовную несостоятельность и неполноценность.
Человек должен реализоваться именно как существо духовное, имеющее образ и подобие Бога в себе. Поэтому целью христианского воспитания является обретение полноты духовного бытия, радости духовного бытия, потому что, когда у человека душа радуется, ему мало что нужно в этом мире; а когда душа скорбит, ничего ему радости в этом мире не может принести.
Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать».
Читайте также: Христианское воспитание детей. Святоотеческое наставление.
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
У каждого в жизни – СВОЙ путь, от самого рождения, несмотря на временные поверхностные, ситуационные соединения этого пути с путями окружающих – одноклассников, родителей, сослуживцев, семьи. Это, в сущности, путь под Богом. И это СВОЁ, даже неосознанно, требует и воплощения и осмысления – постоянно.
Но человеку свойственны также и стадность, и послушание, и долг, и любовь, и неосознанные, стихийные стремления. И ВСЁ это человек должен в ДОСТАТОЧНОЙ для него мере пройти, иначе его изгрызёт скорбь неосуществлённого (не меньше, чем грызёт нечистая совесть). Лишить человека пути именно ЕГО – это обречь его на несчастье. Именно поэтому человеку СВЫШЕ дана свобода, поэтому она так и ценится в мире.
Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать у человека такие установки и стремления, удовлетворяя которым на его, СВОЁМ пути, он сформировался бы ДОСТОЙНЫМ: по морали, поступкам, устремлениям, обретениям, достижениям… Воспитание ХРИСТИАНСКОЕ означает НАДЁЖНОЕ действие в нём взглядов, оценок, стремлений, активности, зоркости – таких, которые бы в ЛЮБОЙ обстановке позволяли поступать и жить согласно осознаваемому своему предназначению Свыше, т.е. от Живоначальной Троицы (Отца, Сына, Духа Святого). То есть он ДОЛЖЕН осознать, ДОЙТИ в жизни до своего адекватного места и действовать на этом порище истово. Ведь человеку многое дано – всё надо задействовать как следует, во благо. В этом – долг. У христианина он – христианский.
Многое в жизни может оказаться неодолимым препятствием на пути к СВОЕМУ поприщу. Тогда он, осознанно должен взять крест – тот который ему естественно ближе по любви и сложившемуся пути. И нести его – осознанно – СТОЛЬ же истово, как если бы он вышел на именно СВОЁ поприще. Мол, что ж – значит не судьба.
Такова ЦЕЛЬ христианского воспитания. Насколько она достижима – зависит от того, “в чьи руки попадётся” отрок (отроковица), и ещё от вложенной от него ранее благости.