В имени – душа человека
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Каждый человеко планеты – носит определенное имя. Христиан, при крещении, называют в честь святых праведников, люди других вероисповеданий, или те, которые вовсе не относятся к оным, называются своими родителями в честь потомков или тем словом, которое подчеркивает полноту характера ребенка.
Изначальная функция имени заключается в том, чтобы одним точным словом или краткой фразой выявить суть, подчеркнуть характерную особенность того, кто это имя носит.
По имени и житие
Нарекая младенца именем святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в духовной жизни. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, помощника и молитвенника.
Святые, по любви к людям, принимают живое участие в земной судьбе своих «подопечных»: радуются, взирая на богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов, заблуждений и несчастий, невидимо ходатайствуя пред Богом, ограждают от искушений и напастей своим заступлением.
В старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок (кстати, слово тезка происходит от греч. – тезоименитый – соименный, с тем же именем).
Но нельзя смешивать святых покровителей, чьи имена мы носим, с Ангелами-хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей. Так, в утреннем правиле, одна молитва вычитывается Ангелу-хранителю, другая – святому, во имя которого крещен христианин.
Как учит св. Феодор Едесский: «Господь каждому из нас дает двух Ангелов, один из которых – Ангел-хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует за нас перед Богом, молит Бога о нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные».
Архиепископ Никон (Рождественский): «Имя есть первая собственность, собственность неотъемлемая, которую человек получает здесь на земле, и которую уносит с собою в загробный мир. Творец всемогущий, сотворив свет, нарек его днем, тьму – ночью, все звезды называет Он именами их… Имя есть символ власти над тем, кому оно дается. На всем пространстве Ветхого Завета, от первозданного Адама и Евы до праведных родителей Предтечи Господня, право давать имена принадлежало родителям. На имя смотрели как на нечто священное, с уважением. Имя не есть номер, под которым разумеется тот или иной экземпляр, та или другая особь: имя может принадлежать только человеку, как разумнонравственному существу. Этот взгляд на значение имени можно усматривать еще в Ветхом Завете; в Новом Завете у христиан, особенно в Православной Церкви, оно получило еще большее значение. Вошло в священный обычай при Крещении давать младенцам и взрослым имена святых, Богом прославленных. Угодник Божий, имя коего я ношу, есть мой небесный восприемник или от купели Крещения, или от святого Евангелия при моем монашеском пострижении. Это – мой благодатный покровитель, мой заступник и молитвенник пред Богом, мой наставник в моем земном странствовании, мой второй Ангел-хранитель. Вот почему для нас, православных христиан, особенно дороги те имена, которые мы носим. Это – священные символы нашего духовного родства с небесною Церковью, нашего постоянного с нею общения».
Призывая на помощь святых, мы и надеемся на их молитву. Вот самая простая молитва святому, имя которого носишь: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (святая угоднице Божия) (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику (скорой помощнице и молитвеннице) о душе моей».
Как пишет св. Иоанн Кронштадский: «Святой, имя которого мы носим, любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником… Подобный подобного ищет».
Имя, данное человеку при Крещении, в течение жизни не меняется, только при пострижении в монашество. С этим именем человек переходит и на тот свет. И именно это имя после смерти упоминается Церковью в молитвах об упокоении души.
Читайте также о том: Можно ли давать животным человеческие имена?
<< на Главную страницу на Интересную рубрику >>
Добрый день, вот такой вопрос назрел на тему именин.
Александр, родился 29 июля. По современному Церковному календарю ближайшие именины Александра есть 2 августа, но! Этот святой был канонизирован только в 1999 году, а обладатель славного имени был крещен в советское время, об именинах не узнавали. Вопрос – как относится в 2 августа к тем Александрам, которые родились накануне этой даты, но ранее 1999 года?
Марина, здравствуйте!
Перед Таинством Крещения священник нарекает имя человеку.
До революции в России был обычай нарекать крещаемого именем того святого (святой), который праздновался в день рождения ребенка. Но это лишь обычай, хоть и благочестивый. Никаких строгих церковных предписаний на этот случай – нет. Поэтому можно назвать крещаемого любым именем. Если ребенок родился 1 августа, накануне новопрославленного св. Александра, а родители хотят его назвать в честь св. благоверного князя Александра Невского, то это их право, и священник наречет чадо в честь блгв. кн. Александра.
Храни Вас Господи!
Спасибо! С сегодняшней ситуацией все ясно, а с той как же тогда разобраться в прошедшем времени? Родители назвали ради благозвучного имени, а священник, видимо, крестил в честь Святого, чей день памяти был ближайшим? Просто хотели мы всей семьей приобрести иконы покровителей, а вот с этим именем не разобрались в данной ситуации. Александр Невский, конечно, очень импонирует.
В данной ситуацией все просто. Насколько мы понимаем, Вы точно не знаете, в честь которого из святых Александров был назван крещаемый. Тогда нужно прийти в храм и попросить священника наречь Александру имя в честь благоверного князя Александра Невского. Вот и все.
Помоги Вам Господи!
Здравствуйте! По паспорту меня зовут Елена,а при крещении вроде бы назвали Надеждой,т.к.родилась 30сентября. Я правильно понимаю,что в записках о здравии должна называться Надеждой и покровительницей моей является великомученица Надежда?
Елена, здравствуйте!
Если Вас крестили с именем – Надежда, то Вы должны указывать в церковных записках именно это имя. А также, при совершении над Вами Таинств (Исповеди, Причащения, Соборования) – Вы также должны называть свое настоящее церковное имя – Надежда. Таким именем Вы также будете называться в Вечной жизни.
Храни Вас Бог!
Скажите пожалуйста, а при крещении человеку всегда даётся имя в честь святого? Меня назвали в честь моей прабабушки. А крестили в детстве лет в 7 и как это бывает в неверующих невоцерковленных семьях “покрестили и забыли” и своего имени данного мне при крещении (если оно было дано) я никогда не знала. Возможно ли как то его узнать? И так ли это важно?
Наталья, Вы названы в честь своей бабушки, которая, в свою очередь названа в честь мученицы Наталии Никомидийской (Церковная память – 8 сентября).
Очень Важно и нужно молиться своей небесной покровительнице, а она будет заступаться за Вас перед Богом!
А если при крещении дано было другое имя, не совпадающее с мирским, а я его не знаю и на Причастии называю свое мирское имя, это можно?
Если Вы не знаете того имени, с которым Вас крестили, называйте свое мирское имя.
Главное, Вам нужно быть уверенными в том факте, что Вы крещены.
Протоиерей Максим Козлов ответил одной женщине на подобный вопрос следующее:
“Уважаемая Валерия, в случаях, когда паспортное имя не обретается в православных святцах, чаще всего дают созвучное православное имя. Если узнать, какое имя Вам дали, не представляется возможным, можно поступить следующим образом. Посоветовавшись со священником, у которого Вы исповедуетесь, выберите созвучное имя или, как выбирают имена для младенцев, имя одного из святых, чья память празднуется через небольшой срок после дня Вашего рождения, поисповедуйтесь и причаститесь с этим именем и впредь употребляйте его как свое церковное имя.”
Исходя из ответа, Вам нужно исповедываться и причащаться с именем Наталии. И молиться святой мученице Наталии. Она и будет Вам небесной покровительницей!
Благодарю за ответ! Вы погасили все мои сомнения, спасибо!
Во славу Божию!