Что означает рост язычества в современном мире?Что означает рост язычества в современном мире?

Добрый день, дорогие наши посетители! Язычество в современном мире набирает немалые обороты. А. К. Мачихин, из города Ростов-на-Дону попросил разъяснить протоиерея Александра Шаргунова: Что означает рост язычества в современном мире?

«В современном мире неоязычество исполняет двойную функцию, — отвечает отец Александр. — С одной стороны, претендует на то, чтобы заменить христианство, время которого, как оно утверждает, миновало. С другой, играет роль «идеологии поддержки» христианства, как видят это многочисленные новые «богословы», соблазненные этой идеологией, требуя «обновить, осовременить» евангельское благовестие. С разных сторон и разными способами христианство соединяют с язычеством, под предлогом раскрытия его подлинной сути и давая ему возможность стать более понятным миру. Заражение истины ложью идет по многим направлениям, которые мы постараемся здесь кратко обозначить.

На первом месте, под влиянием впечатляющего ускорения развития науки и техники человек, «созданный по образу Божию» должен утвердиться в мысли, что он должен все более и более становиться «соработником Божиим», что он способен не только продолжить творение, но также исправлять его, иначе говоря, переделывать. Развивается также всякого рода пелагианство — с его уверенностью в возможность спасения собственными делами и внедрения различных терапевтических техник, якобы способных научить человека самоисцелению.

Такое видение мира приводит к восприятию зла как простой болезни, легко поддающейся излечению. Отсюда популярность исцелений, предлагаемых психоанализом, педагогикой и политикой. Все они исходят из идеи, что человек — продукт определенной среды. Освобождая человека от ответственности и вины, направляя его только на земное, они самоуверенно предлагают способы переделки человека, индивидуального и коллективного, путем изменения условий его существования. В этом смысле марксизм представлял собой разновидность этих языческих технологий, обещающих рай на земле. Еще более страшным явлением был гитлеровский нацизм.

Так рождался самодовольный бред, рассматривающий людей как орудие или как материал для достижения высшей цели. В безумии своего могущества, они были готовы уничтожить человека сегодняшнего дня, чтобы дать возможность родиться человеку дня завтрашнего. Упразднив понятие зла, легко абсолютизировать вдохновленные высшей целью дела, чтобы оправдать концлагеря и массовые убийства. Самое замечательное — некоторые именующие себя христианами были соблазнены такими перспективами и особенно во имя того, что «надо действовать». Это «язычество действия» укреплялось настоящим культом истории, которая рассматривалась как носительница и творец «смысла». Оттого что, согласно учению Церкви, в истории имеет место Откровение, эти христиане делали вывод, что история — и есть это Откровение. Мы видим, как по существу те же самые идеи, хотя как будто в совершенно новом преломлении, раскрываются сегодня в так называемой «глобализации». Так появляется абсолютизация обожествления временного. Так упраздняется идея вечности во имя бесконечного длящегося творения. Так развивается язычество, провозглашающее торжество индивидуальной свободы, которая возводится в абсолют».

 

 << На главную страницу                                  Вопросы священнику >>