Неужели христиане пренебрегают земной жизнью?

Неужели христиане пренебрегают земной жизнью?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Весьма популярна точка зрения отчужденности христиан от всего земного. Многие светские деятели, интеллигенты или просто — обычные люди, думают, что христиане — это такой слой общества, который живет Небесной жизнью.

Дроздов И. В, из города Сергиева Посада задал протоиерею Александру Шаргунову следующий вопрос:

─ Не кажется ли Вам, что в христианстве нередко можно видеть некоторое высокомерие по отношению к внешнему знанию и культуре, и даже презрение к земной жизни и к жизни тела? Кажется, и Священное Писание (особенно апостол Павел) и многие святые отцы не скрывают этого. Столько в мире тьмы и страданий, и разве культура и знание не являются неким просветом и утешением среди них?

─ Разумеется, у христиан нет ни превозношения, ни презрения к внешнему знанию и культуре, ─ отвечает о. Александр. ─ Но все существующее должно быть поставлено на свое место в свете всеразрушающей смерти и абсолютной победы над ней Воскресением Христовым. «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа», — говорит апостол (Фил. 3, 10-11). В греческом тексте вместо слова «сор» стоит «экскременты». Без Христа ничто не свято. Все знания, все культуры, все ценности — только сор, навоз или только то, что бросается псам (таково второе значение слова, переведенного как «сор») — в этом свете.

В самом деле, приобрести Христа — все приобрести с Ним и в Нем. Смысл жизни — «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Пусть это всепревосходящая ценность познания Христа будет у нас. Ради этого мы собираемся в Церкви, чтобы утвердиться в истинном общении с Богом и друг с другом. Наша цель, свидетельствуют все святые, — не в том, чтобы знать все о Христе, но чтобы знать Христа, лично знать Его. Это и означает «познать силу Его воскресения». Потому что для нас Воскресение — не просто победа, одержанная в прошлом, в далекой истории, какой бы ослепительной она ни была. И это не то, что относится только ко Христу, как бы ни было это важно для Него. И не только к Божией Матери в Ее светоносном Успении. Это великая сила, которая действует в жизни каждого христианина. Каждый из нас знает, о чем идет речь. Мы не в состоянии описать это чудо, совершившееся в жизни миллионов и миллиардов людей.

Но сила Воскресения Христова открывается у всех по крайней мере в трех направлениях. Прежде всего мы с несомненностью узнаем о ценности этой земной жизни и этого тела, в котором мы живем. Христос воскрес в человеческом теле, это тело Он освящает Своей победой. Только в этом свете мы воспринимаем сегодня войну диавола и слуг его против святыни человеческого тела. Во-вторых, Воскресением Христовым нам ясно открывается жизнь будущего века, к которой мы идем. Оттого что Он живет, и мы будем живы, Его победа — вечная наша победа. И, наконец, мы знаем, что в жизни и смерти, и за пределами смерти Воскресший Господь всегда с нами. Его обещание быть с нами до скончания века — неложно. Воскресение Христово — уверение, что жизнь стоит того, чтобы жить, что наше человеческое тело священно. И что смерть — не конец жизни, а крестный пасхальный переход. И ничто ни в жизни, ни в смерти не может нас разлучить с Ним.

Это познание означает также участие в Его страданиях. Постараемся утвердиться в этой мысли. Когда нам даются скорби, нам дается непостижимым образом участвовать в страданиях Самого Христа. Стоять вместе с Божией Материю и Его возлюбленным учеником у Креста. Участвовать в страданиях Самого Христа и даже восполнять, как говорит апостол, недостающее Его страданиям. Не обязательно во времена гонений. Переносить страдания с верой — значит переносить их и за веру. Жить Воскресением Христовым среди все более умножающихся скорбей в этом мире — значит иметь пасхальную память о том, что они не наказание, а преимущество, дар Божий, участие в деле Христовом.

 << На главную страницу                                  Вопросы священнику >>