Вещие сны и знамения. Церковь и мир

Здравствуйте, дорогие посетители сайта «Семья и Вера»!

Перед Вами очень интересный видеоматериал на тему «Вещие сны и видения», которая была затронута в православной передаче «Церковь и мир» с митрополитом Илларионом (Алфеевым).

В частности в передаче затрагивались вопросы: Можно ли верить снам? Как к ним относиться?

Обозреватель Иван Семенов. Владыка, мы получаем довольно много вопросов от наших зрителей о всяких чудесных или псевдо чудесных событиях, которые с ними происходят или якобы происходят, о вещих снах, которые они видят или якобы видят, и об отношении к такого рода событиям. Некоторые вопросы, конкретные, я перечислю позже. Но сначала хочу спросить вас, как в принципе относиться к такого рода явлениям верующему человеку?

Митрополит Иларион. Вот некоторые думают, что чудеса происходили только в древности, а сейчас они не происходят. И некоторые говорят: «Ну, вот почему в житиях святых описывается столько чудес, а почему сейчас ничего этого не происходит?» На самом деле чудеса происходят и сейчас и многие верующие об этих чудесах знают. Об этих чудесах знают и многие неверующие люди, которые отказываются видеть в них чудо, а предпочитают трактовать их, как например, случайные совпадения тех или иных событий, которые привели к какому-то чудесному явлению.

Ну, вот действительно чудеса происходят сейчас постоянно. И мы знаем, например, множество случаев, когда люди получали исцеление по молитвам, обращенным к тем или иным святым. В Москве в Покровском монастыре покоятся мощи блаженной Матроны. И вот со всей России и, может быть, со всего мира стекаются люди, и множество исцелений и других чудес происходит у ее мощей. Все это фиксируется монахинями монастыря. И есть множество других святынь, у которых происходят такие чудеса. Самое большое чудо, которое происходит в церкви ежедневно – это чудо духовного преображения людей. Потому что в церковь приходят тысячи людей, люди очень разные. И вот если человек участвует в церковной жизни, если он участвует в Таинствах Церкви, если он причащается Тела и Крови Христа, то заметно или, может быть, не сразу заметно, но происходит духовное преображение этого человека. И это то чудо, которое мы, священнослужители, наблюдаем на ежедневной основе.

Обозреватель Иван Семенов. Это речь о чудесах, которые имеют некоторое фактическое выражение, некоторый итог – что-то произошло. Когда человек видит сон, и во сне ему сообщают, что он должен сделать то-то и то-то. Надо верить такому сну? Как к этому относиться?

Митрополит Иларион. Я думаю, что в целом к снам нужно относиться очень осторожно. Потому что человек не контролирует то, что происходит с ним во сне, и, как правило, сон является неким продолжением мозговой деятельности человека, которая имела место, когда он был наяву в течение дня, и которая каким-то образом продолжается, когда он спит. На эту тему, конечно, существует огромная литература – какова природа сна. Я знаю много случаев, когда люди во сне получали какие-то указания или пророчества, и эти пророчества не сбывались.

Я думаю, что сон – это очень ненадежное пространство для того, чтобы получать информацию свыше. Хотя известны случаи из истории, случаи из жизни людей, когда сны оказывались вещими, и когда предсказания, которые люди получали во снах, сбывались. Вот одним из примеров может послужить история Державной иконы Пресвятой Богородицы. Давайте посмотрим наш материал на эту тему.

 

История этой чудесной находки началась со сна. Крестьянке Евдокии Адриановой из деревни Починок пригрезился голос, повелевший найти в селе Коломенском большую «черную» икону и сделать ее «красной». 2 марта 1917 года она отправилась через реку и, увидев Вознесенский храм, поняла, что такой же видела во сне. Настоятелю Николаю Лихачеву крестьянка рассказала, что привело ее сюда. Вместе они стали искать икону. В храме, на иконостасе, колокольне, даже лестнице. Ничего схожего со сновидением та и не нашли. Тогда священник попросил пономаря внимательно осмотреть подвал.

Вознесенский храм и Державная икона Божией Матери

Наталья Мозгунова. В подклете было темно и сыро. И среди многочисленных предметов была найдена потемневшая доска. Ее вынесли на свет, и оказалось, что под слоями краски был Богородичный образ. Через несколько дней икона начала себя проявлять, цвета проявились, и был явлен миру образ Пресвятой Богородицы.

Когда икону омыли, появился ярко-красный цвет. Это цвет мантии Богородицы, восседавшей на троне с Младенцем Иисусом. Богоматерь имела царственный вид, в одной руке скипетр, в другой держава. На голове корона, круженная золотым нимбом. Сон стал явью. Евдокия упала на колени и поклонилась Владычице.

Александр Ракитин. Явление 2 марта совпало с отречением императора Николая II от царской власти. Это, символическое «совпадение» – конечно, не совпадение. В жизни такого случайного не бывает, и, безусловно, когда один человек отрекается от власти, кто-то эту власть должен принять. В свою очередь Николай II отрекся в пользу своего брата Михаила. Но он тоже отрекается от императорства. И тогда получается, что Богородица берет на Себя титул царской власти.

О найденном образе вскоре узнали не только в селе Коломенском. Богомольцы стекались в церковь из Москвы и других мест. Вскоре святыня стала путешествовать по окрестным храмам, фабрикам и заводам. Почти в каждой церкви появился список с Державной иконы.

Александр Ракитин. Богородица Державная даже не имела своего названия. Дело в том, что это название, Державная, ей дали уже в 1917 году, когда она была найдена. Вот в чем дело. А до этого это был, видимо, один из образов, насколько я понимаю, Богородицы Всецарицы. Просто Она изображалась с царскими титулами.

О том, как Державная икона попала в подклет Вознесенской церкви, сведений мало. Возможно, до 1812 года она принадлежала Вознесенскому женскому монастырю, разрушенному после революции. В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в селе Коломенском и забыта на 105 лет.

Вещие сны и знамения. Церковь и мир

На видео — рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера