Больной и священник

Как нужно поступать христианину во время болезни

Добрый день, дорогие наши посетители!

Предлагаем Вашему вниманию поучения и утешения святых отцов нашей святой Церкви о том, как нужно поступать христианину во время болезни.

«В Антиохии жил вельможа по имени Архела. Раз лицо его покрыла проказа, и он долгое время пробыл в ней и, несмотря ни на какие усилия, никак не мог избавиться от нее! Грустно было ему! Ближние смотрели на него с отвращением, и он принужден был, поневоле, постоянно скрываться от глаз их.

Один из ближайших друзей его, сжалившись над его положением, однажды предложил ему следующее: «Неподалеку от нас есть монастырь, — сказал он, — в нем живет инок, по имени Иоанн. Много я слышу о нем доброго, и много к нему из христиан обращаются за помощью; сходим к нему и попросим его молитв. Что будет?»

Архела согласился, и оба они, придя в монастырь, где жил Иоанн, пали к ногам его и молили об исцелении. На просьбы друзей инок Иоанн сказал Археле: «Вперед дай обет Богу поступать отсель по заповедям Его; потом наполни руки бедных от имения твоего и, наконец, веруй, что Бог может исцелить тебя».

Архела отвечал: «Что ты мне повелеваешь, все до конца сохраню, и если что взял у кого неправедно – отдам сугубо, только исцели меня, отче преподобне!» Инок Иоанн, после сего, приказал братьям омыть Архелу священною водой, и последний стал совершенно здоров.

Итак, вот что должно делать в состоянии болезни: укрепиться верою, развязать все доселе связывающие нас греховные узы, дать обещание на будущее время исправить свою жизнь и облегчить, по возможности, участь страждущих».

«Если ты серьезно болен, не унывай! Ты болен, и болезнь твоя очень мучительна: ты упал духом, уныл; мысли, одна другой мрачнее обуревают тебя; твое сердце и твои уста готовы к ропоту, хуле на Бога.

Брат мой! Прими искренний от меня совет: терпи великодушно свою болезнь, и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Чему же радоваться, спросишь, когда ломает вдоль и поперек?

Радоваться тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов, «егоже любит Господь, наказует» (Евр.12, 6). Радуйся о том, что теперь не удовлетворяешь тем страстям, которым удовлетворял бы, будучи здоровым. Радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царствию.

Болезни, на наши глаза, представляют из себя только одно болезненное, неприятное, ужасное: редко кому из нас, во время болезни, представляется польза, которую приносит душе нашей болезнь.

Но у Премудрого и Всеблагого Промыслителя, Бога – ни одна болезнь не остается без пользы для души нашей. Болезни в руках Промысла то же, что горькие лекарства для души нашей, исцеляющие страсти ее, худые привычки и наклонности.

Не возвратится тоща ни одна болезнь, посланная на нас. Поэтому надо иметь в виду пользу болезней, чтобы легче и спокойнее можно было страдать. «Пострадавый плотию преста от греха», — сказано в Писании.

Когда унывает дух твой в болезни, и с ужасом начнет представлять смерть, тогда успокой и утешь мятущееся, трепещущее и печальное сердце твое следующим изречением: «Ты, Господи, глубиною мудрости человеколюбно вся строиши и полезное всем подаеши», и веруй, что Он непременно устроит нам все во благо: жизнь ли, болезнь ли, напасть ли, скорбь ли, смерть ли – так что лучшего тебе и пожелать нельзя.

Не говори: рано бы еще мне умирать, хотелось бы еще пожить во славу Божию, для пользы родственников, ближних; хотелось бы еще на свет посмотреть, благами земными насладиться.

Будь благодарен Богу и за то, что доселе пользовался ты благами Его, милостями, щедротами Его. Теперь покорись Его воле, Его призванию, а впрочем, в тоже время, не отчаивайся и в продолжении здешней жизни».

«Ты просишь у Господа, чтобы тебе любить Его любовью, как смерть крепкою, или до смерти. Внемли, вот Господь посылает тебе лютую внутреннюю болезнь, приближающую тебя к самой смерти.

Не ропщи же на Господа, но терпи ее мужественно, с благодарением Господу за это отеческое Его посещение; и это будет значить то, что ты называешь любовью к Богу, как смерть крепкою.

И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно. Не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, в волю наказующего тебя Господа, не теряя веру в благость Божию, не упадая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя так сильно наказующему, и ты принесешь великую жертву Богу…

Если тебе приходится переносить сильные напасти, скорби и болезни, то не малодушествуй, не унывай и не ропщи, не желай себе смерти, не говори дерзких речей пред Всевидящим Богом, например таких: «О, какая лютая скорбь, о, какая не по силам моим напасть, — лучше бы уж умереть мне», или: «лучше убил бы я себя»!

Избави тебя Бог от такого малодушия, ропота и дерзости! Но все это терпи великодушно, как посланное тебе от Бога за грехи твои, и с разбойником благоразумным повторяй: «Достойная по делом моим приемлю» (Лк.23,41), да взирай мысленными очами на страждущего на кресте Спасителя».

«Да будет воля Твоя. Например, когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем, остаешься все болен, говори: да буде воля Твоя. Ты хотел бы, чтобы не было с тобою искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими: разжигает тебя, утесняет всячески, не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя.

Душа человеческая в своем теле живет, как в малом мире. Как некогда за разлившиеся беззакония по земле Господь из среды самого мира извел наказание на людей и вода, находившаяся в своих местах, выступила из них и потопила всю землю, так и в наказание каждого человека за грехи его, Он изводит наказание из него самого, повелевая устремляться из своих мест потокам крови или воды (водянка, кровотечения) и потоплять малый мир тела человеческого.

Во всякую минуту нам готово наказание от Владыки, и наше собственное тело, как и душа, скрывают в самих себе множество казней нарушителям заповедей Бога — Всетворца и Судии. Так Бог наказывает нас за грехи наши чрез нас самих: к наказаниям такого рода относятся скорби и болезни. «Имиже кто согрешает, сими и мутится» (Прем. 11, 17).

Если хотите быть долголетними на земле, не торопитесь жить плотским образом, пресыщаться, упиваться, курить, блудодействовать, роскошествовать, нежиться: в плотском образе жизни заключается смерть, потому плоть наша и называется в Священном Писании мертвенным или ветхим человеком «тлеющим в noxomex прелестных» (Еф. 4, 22).

Если хотите жить долго, живите духом: в духе заключается жизнь «аще духом деяния плотская умерщвляете, живи будете» (Рим. 8, 13) и здесь и там, на небесах.

Наблюдайте умеренность и простоту в пище и питии, храните целомудрие, не растрачивайте безумно бальзам своей жизни, не гонитесь за богатством, за роскошью, старайтесь быть довольными и немногим; храните мир со всеми и никому не завидуйте, всех почитайте и любите, особенно же старайтесь всегда носить Христа в сердце — и вы в мире и благополучии проживете многие лета».

 

 << На главную страницу               Советы по здоровью >>