Страсти по Матфею

«Страсти по Матфею»

Добрый день, дорогие наши посетители!

В 18 веке среди церковной музыки был очень популярен жанр страстей (пассион). Он представлял собой речитативное чтение определенных частей Святого Евангелия, в сопровождении инструментальной и хоровой музыки.

Наиболее масштабным произведением подобного рода стало произведение «Страсти по Матфею» великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

«Страсти по Матфею» Баха – это произведение для солистов, двух хоров и двух оркестров на либретто Х.Ф. Генрици. Создавалось оно в течении двух лет (1727-1729гг.) для того, чтобы исполняться в Страстную Пятницу в Церквях Лейпцига.

«Страсти по Матфею» состоят из 78 музыкальных номеров: речитативов, арий, хоралов и хоров. В общей сложности они звучат около трех часов. Изначально произведение исполнялось в Церквях, но сегодня его чаще можно встретить в программах концертов.

О чем это произведение? Главная тема «Страстей по Матфею» — это страдания Господа нашего Иисуса Христа, ведь именно эта часть Святого Евангелия от Матфея (26 и 27 главы) служит основной темой для сюжета произведения.

Одухотворенная музыка Баха затрагивает самые тонкие струны нашей души, и заставляет нас искренне сопереживать Крестным Страданиям Христа и радоваться Его грядущему Воскресению из мертвых.

Известно то, что Бах служил кантором, исполнял «Страсти по Матфею» более двадцати раз в двух Церквях Лейпцига. В структуру «Страстей по Матфею» входят речитативы (собственно евангельский текст), но чувства и эмоции героев передаются и посредством арий (лирических монологов), хоров и хоралов, текст для которых был написан автором либретто.

В «Страстях по Матфею» учувствуют несколько действующих лиц: Евангелист (речитативы), Господь, Перт, Иуда, два первосвященника, Понтий Пилат, его жена, свидетели и служанки.

Гениальная находка заключалась для Баха в том, что Господь всегда сопровождается струнным квартетом, исполняющим долгие растянутые высокие ноты, создающие ощущение нимба. Этот эффект музыковеды часто называют – звуковой нимб Иисуса. Он исчезает только на кресте, когда Христос спрашивает: « Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?», что символизирует временную смерть Иисуса.

После того, как Бах перестал исполнять «Страсти по Матфею», то они на некоторое время стали забыты. И лишь в 1829 году Феликс Мендельсон исполнил в Берлине сокращенную версию этого гениального произведения. Выступление вызвало настоящий триумф, и после началось возрождение «Страстей по Матфею».

 << на Главную страницу             на Интересную рубрику >>