В чем разница между радостью и удовольствием?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Какова разница между удовольствиями и радостью? Не является ли жизнь православного христианина ущербной, лишенной, так называемых, «земных радостей»? Как распознать, кто является источником наших удовольствий – Бог или диавол? Каков способ достижения православным христианином чувства постоянной радости, где источник настоящей радости? К чему призывает вера православного христианина?
На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Стремление человека к удовольствиям естественно и безгрешно, так как заложено в нас Самим Богом. Ведь невозможно поверить в то, что Бог создал нас этакими мазохистами и смысл нашей жизни — это страдания. Конечно нет.
Однако мы знаем, что удовольствия бывают разными, многие из них вредны и даже губительны для человека. Достаточно вспомнить для примера то, что принято называть вредной привычкой – курение. Оно приносит временное удовольствие, но при этом причиняет существенный вред здоровью.
Кроме того, дьявол подметил стремление человека к удовольствиям и использует его для придания греху желанности. О кажущейся сладости запретного плода знают, наверное, все. Так что многие виды удовольствия являются лишь обманом, приманкой для того, чтобы мы почаще попадались на удочку греха.
Церковь не хочет, чтобы люди постоянно находились в состоянии обмана, поэтому учит различать, где настоящее удовольствие, а где подделка. Вот от подделок-то мы и должны отказываться.
Итак, удовольствие часто связано с грехом, поэтому все же необходимо поправить то утверждение, с которого я начал ответ на вопрос.
Правильнее будет говорить, что Бог вложил в нас стремление не к удовольствию, которое зависит от внешних условий и вместе с ними появляется и исчезает, а к радости и благу.
Радость и блаженство нематериальны, поэтому их достижение не зависит от внешних материальных условий. Это значит, что нищий может испытывать в своей жизни радости не меньше, а то и гораздо больше, чем богач.
Вера не только не лишает нас радости, она призывает к ней. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе, — говорит апостол Павел (1Тим. 5,16-18). Можно заметить, что он не просто призывает нас к постоянной радости, но подсказывает путь к достижению этого состояния.
Вне зависимости от толщины кошелька и возможности доставлять себе различные виды удовольствия (которые в избытке приносят не радость, а унылое и тоскливое ощущение пресыщенности), человек может быть радостен и счастлив.
Итак, по слову апостола Павла, благодарность и молитва — способ достижения постоянной радости. Христианство учит воспринимать все, что нас окружает, не как нечто должное, а как подарок от Бога. Всего этого могло и не быть. Более того, всего этого мы недостойны, нет никакой нашей заслуги в том, что мы живем на белом свете. Несмотря на то что все мы грешники, Бог дарит нам жизнь и окружающий нас мир.
Попробуйте с такими мыслями оглядеться вокруг, и вы почувствуете, что глоток воздуха, лучик солнца, пузырьки на лужах после дождя и прочие, вроде бы, незначительные вещи, вселяют в нас радостное настроение. Любой наш обычный день пронизан радостью, нужно только суметь ее ощутить. Так оно и будет, если смотреть на мир с благодарностью Богу.
Молитва тоже служит источником радости: ведь искренняя, от всего сердца, молитва – это общение с Богом. На своем опыте каждый из нас знает, что есть люди, одно слово которых приносит радость. Бывает даже, что просто находиться рядом с таким человеком радостно. Если такими могут быть люди, то Бог в избытке обладает такой способностью. Любой церковный человек хоть однажды, но испытывал что-то подобное в молитве.
Так что вера лишает человека не удовольствия, а его подделок. Более того, она призывает человека к постоянной радости и подсказывает, как достичь ее».
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Веселятся в нас бесы, веселье экспрессивно, бесконтрольно и поверхностно. Веселье – способ снять эмоциональное напряжение (чаще всего бессознательный), выплеснуть нежелательную энергию, забыться, убежать на время от Реальности.
Радуется в нас Бог, радость глубокое, умиротворяющее и всеобъемлющее состояние Души. Радуются – наслаждаясь Реальностью, пребывая в ясности и блаженстве. Радость – результат исключительно осознанных действий.
Здраствуйте! Кому молиться о замужестве? Пожалуйста подскажите.
Анна, здравствуйте!
Советуем Вам читать Акафист святителю Николаю Чудотворцу, молитву девицы о честном супружестве (ежедневно), молитву по соглашению о даровании благополучного замужества, акафист по соглашению Казанской иконе Божией Матери о даровании благополучного замужества.
Помоги Вам Бог!
“Зри в корень”, – известная пословица.
Есть множество, дошедших издревле славянских слов с корнем “РАД”: радость, радеть, нерадивый – даже “рада”, т.е. “совещание, согласие, слитность мнений”.
Этот самый “РАД” – есть ничто иное как врождённое человеку свойство души воодушевляться, окрыляться, испытывать подъём и прилив сил от ситуаций, действительно относящихся к ИСТИННОМУ.
Это вроде совести, которая неведомым образом, но всегода точно различает правое и гнусное. НЕрадивый, к примеру, – это тот, у кого от труда, от исполнения обязанности нет в душе этого самого “рада” – радости, а делает из-под палки, по принуждению. Оттого и результаты таковы.
Когда же человек делает как следует, вникая во все мелочи, говорят что он “РАДеет”.
Понятие же “удовольствие” вообще никак не связано с этим исконным, данном Господом свойством человеческой души. Поэтому вряд ли вообще нужно было рассуждать на столь отдалённые друг от друга темы.