Серафим Саровский

О Серафимовом правиле

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Как мы с Вами знаем, каждым утром и вечером мы должны читать молитвенное правило. Утреннее, когда встаем ото сна, и вечернее, когда отходим ко сну. Чтение сиих молитв – очень важное и обязательное условие для нормальной духовной жизни каждого православного христианина.

В катехизисе митрополита Филарета написано: «Кто не молиться – тот не христианин…».

Но, бывают исключительные случаи, когда утренние и вечерние молитвы могут быть заменены на краткие молитвы. Например: особая усталость, болезнь или острая нехватка времени. В таких случаях можно прочесть Серафимово правило, которое осталось нам в наследие от преподобного отца нашего Серафима Саровского Чудотворца.

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся под именем “Правила отца Серафима”.

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть “Отче наш” (трижды), потом “Богородице Дево, радуйся” (трижды) , и, наконец, единожды Символ веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: “Господи, помилуй”, и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго”, а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать. При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отeц, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства: первая – как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило – слуге, подневольному человеку – то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: “Всяк, иже призовет имя Господне, спасется”.

Нужно помнить, что преподобный Серафим дал это правило еще в далеком 19-м веке, когда большинство людей были неграмотными, и поэтому не могли читать по книге утренние и вечерние молитвы.

Ода православная женщина – С., пишет следующее:

«Серафимово правило, по-моему, было установлено для людей, у кого по разным обстоятельствам нет возможности читать утренние и вечерние молитвы полностью. Правило-то дано в позапрошлом веке, когда среди крестьян, например, грамотных-то было полтора человека и занимались они тяжелыми сельскими работами, которые не укладываются в нынешний 8-часовой рабочий день с двумя выходными в неделю. Они спасались своей простотой, наверное.

Причем ведь правило это надо было выполнять не только утром и на ночь, но и третий раз – днем. И в течение дня с утра до обеда, исполняя свое дело, тихо читать Иисусову молитву, с обеда до ночи – “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”. То есть подразумевалось, что это правило для занятых физическим трудом.

Большинству из нас нынешних, если не лукавить и не заниматься самооправданием, можно найти полчаса утром и полчаса вечером для того, чтобы прочитать все положенные утренние и вечерние молитвы.»

Грех ли читать только Серафимовское правило?

«Правило преподобного Серафима читается при недостатке времени, – отвечает протодиакон Димитрий Половников. Неужели у вас не надеться 10 минут утром и вечером, чтобы прочитать молитвенное правило. Не обязательно читать все молитвы, главное, делать это со вниманием и регулярно. Впрочем, вы вольны сами избирать себе молитвенное правило, хотя для этого лучше поговорить лично со священником в храме, который видя ваше духовное состояние, посоветует, что вам лучше делать.

Поэтому, все же следует читать Утренние и Вечерние молитвы. Пусть даже в сокращении: половину, или одну треть. А Серафимово правило читать только в исключительных случаях.

Окончание

 Серафимово правило

Молитва по соглашению

Окончание

<< На главную страницу                Православный молитвослов >>