Протоиерей Сергий Николаев

Добрый день, дорогие наши посетители!

У каждого из нас свой путь к Богу. Кто-то находит дорогу ко спасению раньше, кто-то позже, у кого-то путь прямой и ровный, у кого-то весь в ухабах и покрыт терниями. Человек, стоящий рядом с нами в Храме, не всегда может соответствовать нашим понятием о воцерковлении. Женщина, с косметикой на лице и в откровенно короткой юбке, может оказаться в последствии, гораздо преданнее Богу, нежели мы, заботящиеся о своем внешнем виде и оставляющие в захламлении свою душу.

Как часто мы берем на себя роль судей, осуждая тех, кто по нашим меркам, недостоин быть спасенным. “Он, – заявляем мы уверенно, – уж точно не попадет в Царствие Небесное! Посмотрите, как он живет! Посмотрите, что она делает!” Кто дал на право решать, кто спасется, а кто – нет? Кто, в здравом уме, способен взять на себя роль судьи?

Вот что пишет протоиерей Сергий Николаев о нашем должном отношении к тем, чей внутренний духовный мир сокрыт от нас:  “Каждое время имеет свои особенные, присущие только ему черты. И наше в том числе. Российскую современность, например, отличает то, что все больше и больше наших граждан позиционируют себя, как верующие. Еще двадцать лет назад в некоторых семьях о верующем родственнике стыдились и упомянуть. А о родственнике-священнике принято было сообщать в так называемый «Первый отдел».

Религиозность была синонимом невежественности и дремучести. А нынче стало как-то стыдно и неудобно слыть нерелигиозным. По-этому сейчас большинство — веруют. Кто во что. Но заметное преимущество отдается, конечно,православию.

Путь к ХрамуА какие известные люди говорят сегодня о своей принадлежности к Православной Церкви! Телеведущие, журналисты, актеры, балерины, певцы, политики! Тут бы и радоваться, что «наших» в обществе день ото дня прибывает. Но не все так просто. С недоверием, порой, смотрят на знаменитость или, как сейчас говорят, звезду, стоящую на церковной службе или упомянувшую в СМИ о своей церковности. Особенно, если всему свету известно о ее темном прошлом и не безгрешном настоящем. «Увлечение… Мода… Что-то стряслось… Популярности ищет…» — что только ни приходит на ум недоверчивым братьям и сестрам. Конечно, приходят в храм и из любопытства, и из желания поднять свой рейтинг. Но причина-то всегда одна — Божий Промысл о человеке. Сколько таких, заглянувших из любопытства, стали потом верными чадами Церкви!

В православие «прибывают» по-разному. Приведу два примера.

Из экскурсионного автобуса в Борисоглебове выходят пятьдесят англичан. Их ждет посещение храмов, лекции о древнерусском зодчестве и живописи; немного русской истории, несколько слов из истории Церкви. Через год сорок девять англичан уже забудут названия русских городов, откуда привезли свои сувениры, а одна англичанка-экскурсантка вернется в Борисоглебов, останется там жить, перейдет в православие, сделается прихожанкой православного храма и начнет писать иконы.

Научный сотрудник музея, искусствовед (причем самой светской — советской школы) занимается древнерусской живописью. Изучать приходится не только художественные приемы, стили и авторскую манеру, но и то, что на икопе написано. То есть Евангелие, жития святых, историю Церкви. По прошествии какого-то времени искусствовед делается церковным человеком, а его коллеги, работающие с тем же материалом, остаются при своем прежнем мировоззрении.

«Все вокруг стали говорить о Боге, заглядывать время от времени в церковь. И я с ними. За компанию. Потом познакомилась с яркими верующими людьми и постепенно воцерковилась», — рассказывала о себе известная актриса. Примерам, когда человек нежданно-негаданно, не ставя себе цели стать верующим, обретает веру, несть числа.

“Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам” (Иак. 4, 8), — говорит апостол Иаков. Всего один шаг к Господу, и Господь Сам выходит навстречу. Но узнавание Бога происходит не всегда и не у всех. Зато, как радуется человек, когда вдруг понимает, что наконец нашел Того, Кого, сам не осознавая, искал всю жизнь. Того, Кого ему всегда не хватало.

Радость эта подобна радости ребенка, живущего в приюте или у добрых родственников и вдруг узнающего, что у него есть родные отец и мать. Как дитя, нашедшее родителей, не может удержать в себе своего счастья и всякому встречному сообщает о нем, так и духовное дитя, только что узнавшее Бога, может к месту и не к месту говорить о своих отношениях с Ним.

НПуть к Богуе стоит смущаться, услышав эти порой наивные заявления о своей религиозности от известных и малоизвестных в нашем мире людей. Ведь они часто свидетельствуют, пусть пока еще о небольшом, но уже имеющемся у них личном религиозном опыте, и опыте радостном. Порадуйтесь вместе с ними их первым шагам в православии и их духовному детству.

Однако, если человек начал ходить в церковь — это еще не значит, что он избавился от грехов. Не так уж часто случается, что обратившийся к вере человек сразу же меняет свою жизнь. Тем более, человек, достигший каких-то высот в карьере, положении, популярности. Обычно греховные привычки и навыки изживаются годами. А грехи известных людей и тем паче слишком… «известны».

Настоящие и придуманные, они составляют заметную часть современной медиа культуры. И хотя разобраться, что — правда, а что — ложь, практически невозможно, даже церковные люди смущаются этой навязчивой информацией, недоумевая: «Как она (или он) может говорить о своем православии, если она…»; «Как он смеет носить крест, если он…», далее, как правило, следует светская сплетня, новость из журнала или телепередачи.

Соблазн осуждения известного человека очень велик. Иногда от неосознанной тонкой зависти, а порой от подсознательного ожидания видеть в известной, выделившейся, поднявшейся над другими личности человека особенно благородных качеств. А если этих качеств нет, или они не так заметны, как другие, то…

Как-то, увидев в церкви известную актрису, одна прихожанка удивленно спросила: «А она-то что здесь делает?» Такое разделение на достойных и нсдостойных всегда греховно, независимо от того, каким тиражом «выходят в свет» грехи знаменитой особы.

На церковной службе стоят грешники разных рангов. И Господь принимает всех. Ведь пришел Он не ради праведников, а как раз ради грешников. Жизнь в Церкви способна изменить любого человека. Кто-то меняется скоро и явно, изменения в душе иного человека заметны не сразу. Да нас и не просят их отслеживать. Если уж мы верим в возможность своего спасения (а иначе нам просто было бы нечего делать в Церкви), то тем более не смеем отказать в такой возможности другому.

Господь может из камней воздвигнуть верных Себе праведников (см.: Мф. 3, 9), не то что из оступившегося человека. И потому, если случится нам что-то за кем-то заметить, то лучше обратиться к себе со словами апостола: “Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его” (Рим. 14, 4)”.

окончание

Путь к Богу. Рассказ

ИСТИНА. Стихи Владимира Мусина

Заглавие

Духовное чтение >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера