Избранные изречения старца Амвросия. 3-я часть
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Недаром многие люди ищут духовное наставление у Святых Отцов, которые прожив опытную и спасительную жизнь, оставили нам необходимые советы для нашего душевного спасения.
Среди таких святых отцов особое место занимает оптинский старец – преподобный Амвросий!
Ниже мы опубликовываем 3-ю часть избранных изречений преподобного старца Амвросия Оптинского в составлении схиархимандрита Иоанна (Маслова), в которой речь пойдет о молитве и духовном чтении:
Молитва
Читайте «Отче наш», да не лгите: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем…».
«Христос воскресе» — читать, когда положено Церковью, а то не должно.
Надо молиться и прибегать к Царице Небесной: помоги, спаси и помилуй.
«Богородице Дево» читать хоть с поясными поклонами. Об этом сказала сама Божия Матерь, явившись во сне одной монахине, прибавив, что это для ее же пользы.
Молитву в келье читать устами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Или «Боже, очисти мя, грешную». А в церкви: «Господи, помилуй». И слушай больше, что читают. А если не слышишь, то всю молитву читай: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. О.Антоний, и тот говорит: «Обязываюсь молиться».
Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем просить помощи Божией, т.е. необходима усердная молитва.
Так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Батюшка рассказывал: «У одного монаха на Афоне был скворец, которого он очень любил, и так к нему привязался, что тот часто отвлекал его от молитвы своими разговорами. Только монах начнет исполнять свое правило, а скворец тут и разговорится. На Светлое Воскресение монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе! «А скворец вдруг ему отвечает: «Вот то-то и беда, что воскресе», — и тут же околел. Тут монах понял свою ошибку и раскаялся».
Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. Антоний Великий видел ангела, который показывал ему (как должно монаху жить); то помолиться, то поработать. А во время работы «Господи, помилуй» читать.
Когда бывает бдение, минут за восемь надо читать вечерние молитвы.
Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».
Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У св.Иоанна Лествичника об этом написано.
Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя грешную (ого)».
Утром, когда проснешься, говори: «Слава Тебе, Боже». Батюшка о.Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать происшедшее и сны.
Одна сказала батюшке: «Когда сердита бываю, то молюсь рассеяно». А батюшка ответил: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».
Обращаясь к монашенкам, батюшка говорил: «Долготерпите, за все благодарите, о всем радуйтесь, молясь за всех непрестанно, а если что из этого не исполните, то выйдет не молитва, а чепуха».
Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться, он отвечал: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпяше».
Некто спросил монаха: «Кто тебя научил молиться?» — Он ответил: «Бесы». — «Как бесы?!» — «Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой».
Когда бывает бесчувствие, тогда наиболее нужно упражняться в молитве устной. Батюшка рассказывал: «Одна все хотела странствовать и туда, и сюда — и в Киев, и в Задонск, а старец один ей и говорит: «Все это тебе не на пользу, а вот сиди дома в келье и твори молитву мытареву».
Если не хочется молиться, надо понуждать себя, святые отцы говорят, что молитва с понуждением — выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «Нудится бо Царствие Небесное».
«Богородицу» читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.
Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это и со всеми случается.
«Не должно тебе молиться за сестер, — писал старец одной монахине. — Это враг под видом добра попущает; это дело совершенных. А ты только перекрестись и скажи: «Господи, помилуй нас».
Когда ударят к «Достойно», (если находишься в келье), нужно встать и положить три поклона св. Троице: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Св. Духу». Просить заступления Царицы Небесной и читать: «Достойно есть яко воистину…», а если кто чужой будет (в келье), то только перекреститься.
Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»; как пишет св. Димитрий Ростовский: «Для того помилуй мя, что час прошел, ближе к смерти стало». — Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить.
Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи помилуй»; а когда не слышно (чтения) то: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Батюшка о.Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам св.пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно, читать псалмы: 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. Выбирать из этих псалмов стихи приличные к скорби и почаще прочитывать их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывать псалмы 101-й и 36-й. («Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие», затем псалом 26-й («Господь просвещение мое» и псалом 90-й («Живый в помощи Вышняго»). Если во имя Святой Троицы исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому промыслу Божию, тогда «изведе Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его».
Когда старцу пожаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».
Молитва Иисусова
Хотя бы шепотом произноси молитву Иисусову, а от умной многие повредились.
Непременно устами читай молитву Иисусову, а умом не полезно, повредиться можешь.
Бог да благословит оставить обычное правило, и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев один по имени Василий объяснял это так: держащийся большого келейного правила когда исполняет его, подстрекаем бывает тщеславием и возношением; когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А державшийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем.
Батюшка рассказывал о силе Иисусовой молитвы: «У одного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву, и повторял довольно часто. Вот раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в это время эту молитву, и что же? — коршун не посмел его тронуть. Бессмысленно твердил молитву Иисусову, и то спасла!»
Чтение книг
Нужно больше читать в тот день, когда причастишься, особенно Новый Завет, Послание к Ефесянам и Апокалипсис.
Книги читать по утру с четверть часа до работы; а потом целый день жуй, — что читала, как овца жвачку.
Списывать с книг, пожалуй, можно; только нужно усваивать, что понятно, то читать, читать надо меньше, но понимать.
Евангелие можно сидя читать, только не в положенное время.
Перед причастием читать св. Ефрема о покаянии.
Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя.
Книги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают, — ничего, только по разбору, — кто читает.
Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным. Благоразумно строгим быть — значит не смущаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях различного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понимания.
Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни; и монах не может жить правильно.
Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т.е. во время чтения), и то получишь пользу.
В смутном положении прежде всего читай Евангелие шепотом, но чтобы уши твои слышали; хотя бы и ничего ты не понимала. Слова Святого Духа отгонят мрак душевный, паче же вражеский.”
Избранные изречения старца Амвросия. 1-я часть
Избранные изречения старца Амвросия. 2-я часть
<< Духовное чтение На главную страницу >>
Я, Сергий, имел в виду далеко не одних лишь воинов.
“На гражданке” в реальных условиях нашей жизни очень часто и многое зависит от “жизненной позиции” человека. Это хотя бы потому, что само общество у нас объявлено “гражданским”, т.е. в нём предусмотрено и законно столкновение интересов, манёвр… Даже пороки в нём легализованы.
Посему каждому приходится на своём месте испытывать множество противодействующих сил, в том числе и неправых, разрушительных, ослабляющих народ, государство, даже фирму, службу, где работает человек, в конце концов. И человеку в этой обстановке НАДО быть бойцом – “на гражданке”.
Кроме того, множество видов деятельности и обязанностей вообще требует активности, наступательного характера решений. Это, к примеру, касается градостроительства, где людям НАДО делать те или иные НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ шаги. И здесь тоже поэтому требуется далеко не то, что, скажем, от послушника или монаха.
Даже практическая педагогика содержит столько НЕОБХОДИМОСТЕЙ тех или иных действий, поступков, что нередко похожа на “антагонистические игры”. Здесь одной лишь любви очень и очень мало – здесь нередко надо быть и жёстким, и даже актёром (недаром существует термин “педагогический артистизм”)…
Ясно, что для всего широкого, важного спектра ЖИЗНИ неплохо бы иметь духовный арсенал – тоже широкий, соответственно. А пока – всё на совести и понимании обычных людей (увы, нередко понимании куцем). Так что людям для грамотного, духовно и функционально результативного повседневного поведения хорошо бы иметь подобного рода советы, рекомендации, да и с краткими комментариями, обосновывающими их адекватность и желательность следования им. То есть что-то вроде “практического богословия” (заключительного его раздела). И оно, как можно ожидать, немало похоже на таковое и для воина.
Кстати, о подобного рода разработках. В 1994 году была издана книга архимандрита Платона “Православное нравственное богословие”. Очень неплохая, во многом пригодная для мирской практики книга. В некоторых её разделах так глубоко, ясно, даже хватающе за душу переданы ключевые “факторы” и основания духовной жизни и поступков человека!.. Особенно здорово – про синейдесис – СОВЕСТЬ. Автор широко и свободно, привлекая духовные достижения и мысль даже и вне христианства, иной раз раскрывает реальные картины, не ограничиваясь выбранными цитатами. И этим обеспечивается не просто понимание, но ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ подаваемого материала.
В таком же духе, быть может даже на этой же основе, стоило бы построить и пособие “Практическое богословие” для МИРСКОЙ жизни – повторяю – жизни, полной НЕОБХОДИМОЙ на любом посту борьбы.
А что-нибудь для людей, живущих в миру?..
Очень ведь разные “стили” жизни, работы, обязанностей здесь. Посему и обращаться ко Господу, вроде, придётся по-разному, с просьбами тоже разными: кому-то нужно смирение, а кому-то надо в воинстве своем укрепляться… И чтобы при этом, как учил Спаситель, быть неколебимо уверенным и в своей правоте и в своем уповании твёрдым.
В миру ведь – кто не сопротивляется (неправым делам)- тот соучаствует. Так что здесь кроме лишь молитв надобно ещё и разум, духовное зрение и волю тренировать. А не подавлять, отдавая всё это под ответственность благословляющего. Нечестно это!
Тимофей, если говорить о воинах, – это будет уже совсем другая тема…
Воины – это оплот земли Русской. Воины должны отстаивать и укреплять границы нашей Родины. Их задача совсем иная: сохранить целостность и свободу нашего вселюбимого Отечества!
Старец Амвросий Оптинский не давал прямых советов служивым людям, но, думаю, он поддержал бы их боевой дух, окажись бы он на фронте или просто – в воинской части.
Советов достаточно сказано другими светильниками русского православия.
Русский народ должен молиться, а воины – сохранять целостность, свободу Отечества и христианскую истину, живущую в православном вероисповедании!