Храм или развлечение

Почему грешно веселиться накануне воскресных и праздничных дней?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику мы рассмотрим вопрос: Почему грешно устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней?

Очень многие люди, называющие себя верующими и даже воцерковленными, устраивают в субботы большой отдых. Некоторые делают это дома, просматривая разные фильмы под увеселительные напитки, другие идут в кинотеатры, и разного рода развлекательные центры.

Наступает воскресенье, и вышеперечисленные персонажи, как ни в чем не бывало, идут в храм на воскресную Литургию. Но, к сожалению, большой духовной пользы они не получат… Опустошенные накануне, они едва заполнят дно своей души… 

Ниже мы размещаем пространный ответ архиепископа Аверкия (Таушеве) на вопрос: Почему грешно веселиться накануне воскресных и праздничных дней?

окончание

«Потому, что по церковным понятиям день начинается с вечера накануне праздника, и вся эта ночь пред наступлением праздника, по истинно-христианским понятиям, является святой ночью, в которую уместно заниматься только молитвенной подготовкой к празднованию воспоминаемого события, а для тех, кто собирается за Божественной литургией причаститься Святых Христовых Таин, чтением молитвенного правила ко Св. Причащению и сосредоточенному приготовлению себя к принятию этого величайшего христианского таинства.

Грешно и потому устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней, что это отвлекает христиан от посещения Богослужения — всенощного бдения накануне и Божественной литургии утром в самый день праздника. Кто собирается вечером в субботу или накануне праздника идти на какое-нибудь увеселение, у того мысли заняты этим увеселением и приготовлением себя (особенно, если это так называемый «бал», к которому многие современные лже-христиане готовятся как к какому-нибудь «священнодействию», разодевая и украшая себя), и такой едва ли пойдёт в церковь на вечернее Богослужение. Тот же, кто провёл на этом увеселении большую часть ночи, как это обычно теперь делается, уже не в силах будет утром достаточно рано пробудиться ото сна, чтобы пойти в церковь к Божественной литургии.

Пришло ли бы кому-либо из современных христиан, ещё не потерявших совсем веры и совести, устраивать увеселение в пасхальную ночь? А между тем, каждый воскресный день, по своему значению, есть ни что иное, как та же, в сущности, Пасха Христова, празднуемая еженедельно, и ночь перед ним есть та же пасхальная ночь. Кто занимается устройством увеселений и позволяет себе принимать участие в них в такую предпразднственную ночь, тот тяжко грешит, ибо оскверняет святыню праздничного дня.

Жизнь, церковная, современнаяКак свидетельствует Слово Божие, история христианской Церкви и письменные памятники первых времен христианства, первые христиане всю ночь перед наступлением воскресного или праздничного дня проводили в общей молитве, откуда и получили начало наши так наз. «всенощные бдения», весьма сильно теперь по немощи и лености человеческой сокращенные и урезанные. Об этом ясно говорит такой важный письменный памятник, как «Апостольские постановления»: «С вечера до пения петухов пребывайте во бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, Пророков, Псалмы, и, прочитав Евангелие, предлагайте народу беседу».

Уместно ли, прилично ли современным христианам, не утруждающим себя теперь такой действительно «всенощной» молитвой в храме, как-то иначе проводить эту святую ночь наступления праздника? Ведь это только явные враги нашей св. веры и Церкви богоборцы-большевики намеренно устраивали в пасхальную ночь и вообще в часы праздничных церковных Богослужений разные развлечения и увеселения для того, чтобы попытаться отвлечь людей от посещения храма Божия.

Напрасно ссылаются на то, что такие увеселения допускались и в прежней царской России. Даже наши гражданские законы решительно запрещали это. Ещё царь Алексий Михайлович в 1648 году издал указ, которым повелевалось приходить в церковь в воскресные дни на вечерню, утреню и литургию и запрещалось «всякое пьянство и всякое глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми». Ослушавшегося приказано «бить батоги нещадно» и даже ссылать.

Замечательна статья 26-ая нашего знаменитого «Уложения» 1648 года: законы, ограждающие святость воскресного дня относятся в ней к периоду времени, начиная с субботы за три часа до наступления вечера. Даже Император Пётр I, введший у нас, по образцу Запада, так наз. «ассамблеи», тем не менее особым указом разрешил их устраивание не раньше окончания в воскресный день Литургии. Он же 17 февраля 1718 года издал указ, обязывающий всех ходить в воскресные дни к вечерне, заутрени и литургии.

Императрица Елизавета Петровна указом от 1743 г. запретила открывать до окончания литургии в воскресные дни кабаки. Император Павел I указом 22 октября 1796 г. запретил театральные представления «во все субботы». Наконец, в 1833 году при имп. Николае I трудами знаменитого Сперанского был составлен «Свод законов Российской Империи», в XIV томе которого была помещена особая статья «Об охране святости воскресного дня». Статья эта решительно запрещает всякие игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общественные забавы и увеселения прежде окончания воскресной Литургии.

Тропинка в храмИ если с началом «прогрессивного» XX века всё у нас в России расшаталось, и эти законы, как и многие другие, перестали соблюдаться, то ведь это именно и привело царскую Россию к страшной катастрофе — к кровавому большевизму.

Крайне странно поэтому, нелогично и неразумно, помышляя о спасении России, вместо того, чтобы исправлять ошибки прошлого, следуя во всём наставлениям нашей Матери-Церкви, настойчиво повторять эти ошибки, как делают это только неразумные капризные дети — только потому, что так им «хочется».

Бог поругаем не бывает, и потому такое осквернение святыни праздничных дней преступникам Закона Божия не пройдёт даром: возмездие ждёт их».

К словам архиепископа Аверкия хочется лишь добавить краткий совет: Если у Вас не получается накануне воскресного или праздничного дня посетить храм Божий, помолитесь дома. Прочтите Акафист Спасителю, ограничьте себя от всяких увеселений, почитайте духовную литературу, и Вы не только сохраните благодать в сердце своем, но и приумножите её!

Окончание

Правильно ли ходить в храм по потребности?

О необходимости посещать храм Божий

Заглавие

<< На главную страницу              Вопросы священнику >>