Православная девушка

О внешности христианина и о подражании Пресвятой Богородице

Добрый день, дорогие наши посетители!

Известно, что внешнее и внутреннее в человеке должно быть в гармонии. Есть апостольское правило: «Не должно… и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе… Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, мерзок будешь у Бога…» («Постановления св. апостолов»). Стоит ли православному христианину носить бороду в обязательном порядке, или можно и без бороды?

Часто бывает, что духовность сводят к выполне­нию лишь внешних требований. В частности, к ношению женщиной платка. Как женщине-христианке соблюсти меру в исполнении обычаев Церкви в отношении своего внешнего вида? Каков смысл ношения платка?

Общеизвестно, что образом подражания для православной девицы, женщины, должна быть Пресвятая Богородица. Но как может современная христианка хоть чем-то стать похожей, как внутренне, так и внешне, на Владычицу нашу, если это вообще возможно в нынешнее время?

На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

Заглавие

«Сборник «Постановления святых апосто­лов», в отличие от «Правила святых апосто­лов», — не каноническая книга, то есть не все, что в ней написано, безусловно принимается Церковью. Местами она испорчена еретика­ми, но, в общем, не теряет своего назидательного и исторического значения.

Я согласен, что борода — один из атрибутов мужчины, и человек, бреющий бороду, что-то теряет. Однако не следует смотреть на бритье, как на преступле­ние против Церкви: ношение бороды — не цер­ковный канон, а благочестивый обычай. Если желаете носить бороду — то хорошо сделаете.

— Часто бывает, что духовность сводят к выполне­нию лишь внешних требований. В частности, к ношению женщиной платка. Одна женщина, не носящая платка вне храма, так возражала своей самозванной духовной наставнице: «Если это и грех, то, наверное, самый меньший из моих грехов». Сама «наставница», хотя и ходит постоянно в платке, во время церковной служ­бы может не смущаясь разговаривать, расска­зывает о священниках что надо и что не надо, вдобавок обнаружилось, что она практикует астрологию и не находит в этом ничего зазорного для себя.

Понятно, что нужно придерживаться традиций, но этот случай показывает, до какого абсурда может дойти ситуация слепого следования им. Как женщине-христианке соблюсти меру в исполнении обычаев Церкви в отношении своего внешнего вида? Каков смысл ношения платка?

— Я думаю, что приведенный вами пример нуждается в некоторой коррекции. В духов­ной жизни вообще нет мелочи: и добро, и зло начинаются с малого. Поэтому в Библии диавол назван «мраволевом», то есть грех, внача­ле кажущийся ничтожным, как муравей, на которого не стоит обращать внимания, посте­пенно возрастая в душе человека, оказывается львом.Архимандрит Рафаил (Карелин)

Великий учитель аскетики святой Игнатий Брянчанинов в книге «Приношение современному монашеству» начинал поуче­ние к монахам с их внешности и храмовой дисциплины, которые приготовляют человека к бдению над своим сердцем и духовному подвигу. Что касается женщины, которая носит платок и осуждает священников, то позволю думать, что здесь виноват не платок, а гордость и ду­ховная распущенность.

Последнее время вошло в привычку ношение женщинами мужской одежды. Это явление воспринимается, как нормальное, или как ни­чего не значащее. Однако это далеко не так. В Библии категорически запрещено мужчине носить женскую одежду, а женщине — муж­скую, что, по словам Священного Писания, является «мерзостью перед Богом». Здесь не только притуплённое чувство целомудрия, но еще другая опасность, как бы мина замедлен­ного действия: потеря чувства своего пола, предрасположение к сексуальным извраще­ниям. Женщина в мужской одежде в своем подсознании сравнивает и считает себя мужчиной.

Теперь вернемся к платку. Платок в Священном Писании является знаком семейной иерархии, то есть подчинения жены своему мужу. Поэто­му женщина без головного убора как бы подчеркивает свою ложную независимость, то есть проявляет духовную гордость.

Апостол призывает женщин носить покрывало «ради ангела», то есть чтобы не огорчить своего Ан­гела Хранителя нецеломудренным поведени­ем, когда женщина может служить предметом соблазна. В древнем мире платок женщины считался принадлежностью к свободному со­словию, а раба не имела права носить платок. Блудница не только не смела носить платок, но должна была стричь волосы на голове, что­бы был виден род ее занятий. На востоке пла­ток считался символом достоинства женщины и вызывал чувство уважения. Сорвать платок с головы женщины считалось оскорблением всей ее фамилии. Даже во время схватки меж­ду мужчинами, если женщина бросала посреди сражающихся свой платок, то они обязаны бы­ли разойтись. Наступить на платок считалось в таком случае бесчестно для самого мужчины.

Традиция в большинстве случаев является кристаллизацией духовно-нравственных по­нятий, а также житейского опыта и передачи их из поколения в поколение. Поэтому каж­дая традиция носит в себе информацию. На­рушая традиции, мы теряем информацию, за­ложенную в ней.

Когда известную балерину Дункан упрекали за то, что она нарушает приличия, появляясь обнаженной на сцене, и проповедует этот те­атральный нудизм, то она отвечала: «Надо иметь чистое сердце; а если у кого возникают похотливые мысли, то пусть по утрам обмыва­ется холодной водой». Но где найти чистое сердце нам, пораженным грехом, на каком рынке купить его?

Я думаю, что священник должен запрещать самозванным «наставницам», которых иногда называют «православными ведьмами», при­ставать с обличениями к людям, особенно не­давно пришедшим в храм. Но сам священник обязан разъяснять приходу о важности и зна­чении православных традиций для духовной жизни.

— Общеизвестно, что образом подражания для православной девицы, женщины, должна быть Пресвятая Богородица. Но как может современная христианка хоть чем-то стать похожей, как внутренне, так и внешне, на Владычицу нашу, если это вообще возможно в нынешнее время?

— Пресвятая Богородица является совершен­ством всех добродетелей, но особенно просияла Она смирением, целомудрием и любовью к Богу. Стяжание этих добродетелей и является подражанием Деве Марии.

Что касается внешнего, то одежда Девы Марии была скромна, характер Ее молчалив, Она относи­лась со вниманием и любовью к каждому че­ловеку, и больше слушала, чем говорила.

Есть еще один внутренний путь к подражанию Де­ве Марии. Святой Григорий Палама пишет, что во время пребывания Девы Марии во Свя­тая Святых, Ей было открыто имя Иисуса Христа, и это имя вошло в Ее сердце. Поэтому тот подражает Деве Марии, кто старается всегда творить Иисусову молитву».

окончание

О внешнем виде женщины-христианки

В чем истинная красота женщины

Окончание 8

<< На главную страницу                   на Семейную рубрику >>