Нужно ли в школах преподавать Закон Божий?
Мир Вам, дорогие наши посетители!
Сейчас в обществе назревает довольно острый вопрос: Нужно ли в обычных школах преподавать Закон Божий? И если да, то как быть с детьми других вероисповеданий? Надо ли христианину бороться за то, чтобы в школе, где учатся его дети, преподавали «Основы православной культуры»?
На данный вопрос отвечает протоиерей Максим Козлов:
“Наша Церковь, учитывая конфессиональную ситуацию в обществе, сегодня не ставит вопрос о преподавании Закона Божия, исходя из той реальности, что детей из вполне воцерковленных семей ни в каком классе обычной государственной школы, не есть большинство.
Но Церковь будет добиваться того, чтобы в качестве факультатива в школьную программу был введен предмет «Основы православной культуры». Этот курс является предметом культурологии, не предполагающим ту или иную конфессиональную принадлежность ребенка, а знакомящий его с таким понятием, как православное христианство, с пониманием истории Отечества в связи с историей Православия и действительного, а не смоделированного в советское время, смысла русской культуры.
Безусловно, введение такого курса видится необходимым, оно никак не может повредить конфессиональному миру в нашей стране, тем более – оскорбить совесть людей, исповедующих другие религии. Если человек живет в преимущественно мусульманской стране и является христианином, то ему тоже естественно было бы знать, во что верят, какими мировоззренческими и религиозными ориентирами руководствуются восемь из десяти его соотечественников, с которыми он рядом живет.
Столь же кажется естественным, что и тем, кто у нас принадлежит к иной религиозной среде, не мешало бы знать основы Православия, знать, что такое история Русской Православной Церкви, что такое русская духовная культура.
– Должно ли христианину бороться за то, чтобы в школе, где учатся его дети, преподавали «Основы православной культуры»?
– Мне думается, что здесь нужно исходить из конкретной ситуации и поступать мудро и трезво, оценивая сразу несколько факторов: во-первых, познакомившись с учащимися и их родителями, понять, достаточно ли много может быть у вас единомышленников, тех, кто захочет быть вместе и поддержать эту идею. Не окажется ли, что в данной школе, в данном классе – это решительное меньшинство.
Во-вторых, нужно выяснить, откуда можно пригласить преподавателей этого предмета. Одно дело в большом городе, где можно рассчитывать на выпускников Свято-Тихоновского института или на образованных священнослужителей, а другое дело, если это поселок, и преподавателем «Основ православной культуры» может оказаться вчерашний преподаватель обществоведения, и тогда, конечно, последнее будет хуже первого.
Или, не дай Бог, это будет человек, который преподает одновременно и половое воспитание, и ему поручили по остаточному принципу, так как у него часов не хватает, вести еще и «Основы православной культуры» как предмет, который некому преподавать.
Так что все это нужно продумать. И если при трезвой оценке получается, что попытаться можно: есть и достаточное количество желающих, и возможность получить квалифицированного преподавателя, то стоит попробовать.
Потому что именно движение православных родителей и, тем самым, православного народа снизу, быть может, побудит наши власти к тому, чтобы дело от разговоров о… дошло до реального введения (хотя бы на местах, факультативно, как Церковь о том и говорит) «Основ православной культуры» в школе».
Зачем школьникам преподавать Евангелие?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Как часть культурологии подобную дисциплину ввести нужно, но как отдельную дисциплину и предмет ни в коем случае. Все наши школы межнациональные и дети учатся из разных семей. И такая скользкая тема как “вера” и “вероисповедание” может привести к очередной проблеме межличностных отношений школьников. Как необязательный факультатив можно, но не более!
Спасибо за статью! Недавно задавала такой вопрос классному руководителю моей дочери. Это очень светлый и прекрасный человек, которому я доверяю. Она сказала, что однозначно, обязательно и срочно нужно вводить данную дисциплину в школе. Но ведь учителя ничего не решают, им даже не позволяют по ФГОС провести дополнительный урок русского языка пару раз в месяц. Разговор в итоге получился интересный и долгий, затронули немного и проблему мусульман, которые в нашем классе в меньшинстве, но есть.
Так вот, что касается мусульман, атеистов и иных “не христиан”, то для их детей Православная культура – это, во-первых, очень познавательный материал о своей стране. Но, что еще важнее, Православие – это мощнейший барьер в борьбе с курением табака и иных веществ, наркотиками, алкоголем, ранними половыми связями и прочими опасностями, которые ждут ребенка в школе. Даже если оно преподается только в ознакомительных целях. Даже если в семье все – атеисты, даже если ребенок сразу не поверит, все равно останется какой-то осадок внутри после такого урока, все равно гораздо больше детей прежде, чем совершить ошибку, подумают, стоит ли ее совершать. А если мусульмане, то еще проще – они не отрицают житие Иисуса Христа как факт, так что получат важные знания в школе, а догматическую часть родители им дома сами уже скорректируют по-своему, но трагедии не будет и для них, а призывы к порядочности и благочестию такие детки обязательно услышат.
И очень хотелось бы, чтобы этот вопрос был поднят на государственном уровне. Опять же, как пример – наш класс. С одной стороны, у нас, в отличие от некоторых других школ, все-таки из 27 человек в классе 24 – русские. Люди разные по достатку и образованию – все как в обычной школе, “срез общества”. Но когда был светлый праздник Крещения и дочь спросила у одноклассников, что они об этом думают, оказалось, что данный праздник известен только в 3(!) семьях из 24 русских. Зато про “день влюбленных 14 февраля” все детки отлично знают, у некоторых это даже важный семейный праздник. Если не начать активное изучение собственной культуры сегодня, то что же с нами будет через несколько десятков лет?
И после этого остается только один вопрос – а как бороться-то ?
Когда лет 20 назад меня на работе поздравил с Рождеством Христовым один славный человек-мусульманин, я удивился, обрадовался. Но мне стало неудобно, что я не смог бы его поздравить ни с одним из их праздников, скажем, того же рождения пророка Мухаммеда. Cтало стыдно за свою индивидуалистическую серость, ведь его поздравление было искренним и чистым.