воспитание детей, наказание

Насколько оправданна строгость в воспитании детей?

Мир Вам, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы хотим затронуть весьма сложный вопрос, требующий глубокого рассмотрения: Насколько оправданна строгость в воспитании детей? Отсюда вытекает второй вопрос: Можно ли наказывать детей, и если можно, то как именно?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Мы знаем слова Священного Писания, говорящие нам о том, что «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына» и «если накажешь его розгою, он не умрет» (Притч. 13, 24 и 23, 13). И хотя времена изменились, но сам принцип, заложенный в этих словах, подразумевающий наказание, как одну из необходимых составляющих воспитания, не отменен. Он связан с общим посылом христианской антропологии, постулирующей, что природа человеческая искажена первородным грехом, и что состояние, в котором мы рождаемся, не есть естественное, но противоестественное.

А зависть, злоба, лукавство присущи даже самым маленьким детям. У блаженного Августина в «Граде Божием» есть описание в свое время очень поразившей его чрезвычайной детской жестокости и каких-то скверных грехов. По своей жизни мы тоже знаем, что такое бывает. И не нужно все списывать на телевидение или на окружающую, право, конечно же, дурную действительность. Не одна она все в человеке определяет. Так что сдерживающее начало, когда ребенок знает, что за плохой поступок последует наказание, непременно должно быть частью христианского воспитания.

Другое дело, что только то наказание имеет смысл, которое совершается не в гневе и не в раздражении. Иначе пользы никакой не будет. Кроме того, наказывая, мы не должны думать о справедливом воздаянии (наказывающий не соблюдает Уголовный кодекс в собственной семье): за такое-то прегрешение нужно сколько-то времени отбыть «условного заключения» в углу, за такое-то столько получить шлепков по попке, за такое-то столько-то вытерпеть дней без сладкого или без ТВ, а за такое-то – столько. Руководствоваться мы должны не идеей справедливого возмездия, а заботой о душе ближнего. То есть как с помощью этого наказания можно помочь сыну или дочери, внуку или внучке избавиться от той или иной скверной привычки, не дать укорениться в душе первым росткам нечистоты, неправды, греховного навыка, а то уже и греховной страсти.

 – Как именно можно наказывать своих детей?

Протоиерей Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов

– Это вопрос очень индивидуальный, связанный с местом, временем, с характером семейных отношений, с окружением, с типом личности ребенка. На протяжении многих веков естественными считались физические (безусловно, без какой-либо чрезмерности) наказания. Лучше выпороть и потом больше не поминать о совершенном проступке, чем неделями третировать ребенка за это молчанием, или едкими укорениями, или еще какими-то изощренными репрессивными санкциями, которые бы на протяжении долгого времени не позволяли забыть о содеянном.

В этом смысле мы можем вспомнить многих святых, и не только древности, но и, скажем, XIX века, к примеру, святителя Феофана Затворника или святителя Филарета, которые оправдывали физические наказания. Святитель Филарет прямо говорил, правда применительно к простому народу, что лучше, чем в тюрьму сажать, применять физические наказания. Что хорошего в том, если человек полгода в тюрьме отсидит за ту же драку, с кем он будет в этом дурном сообществе общаться и какой оттуда выйдет? А так получит сколько-то розг, отлежится, оправится, но в другой раз не захочет того же получать.

Теперь, конечно же, физические наказания вписываются в более сложный, я бы сказал, в более греховный контекст современного общественного климата со всеми его лицемериями и неправдами, когда даже прикосновение родителя к мягкому месту ребенка воспринимается, как покушение на его права. Есть страны, где родителю, публично отшлепавшему свое чадо, грозит если не уголовное, то административное наказание и лишение родительских прав. Понятно, что это уже аномалия современного секулярного сознания. Но учитывать ее нужно, потому что мы же не в вакууме воспитываем своих детей. Что было хорошо по сути в XVIII–XIX веках, сейчас уже неприемлемо. И то, что сфера воспитательного воздействия сужается, тоже одна из бед нашего времени.

Хотя практически всем ясно, что иной раз совсем маленьких трех-четырех-пятилетних деток для вразумления лучше шлепнуть по попке, чем мучить в углу на протяжении двух часов. Такая встряска чаще всего ставит ребенка на место, и все быстрее пройдет и забудется. Я думаю, что по нынешнему времени, при вхождении ребенка в отроческий сознательный возраст, для кого-то это может быть чуть раньше, для кого-то чуть позже, родителям необходимо удерживаться от физических наказаний, ведь неизбежные для большинства современных детей самостийность, возрастное отталкивание от родителей могут быть невольно спровоцированы тем, что мы продолжаем относиться к ним, как к еще достаточно маленьким.

Все остальное индивидуально и связано с типом семейного воспитания. Скажем, для ответственно воцерковленного ребенка наказанием за явный разброд и шатание, за дурно проведенные несколько дней, может быть (об этом вспоминал митрополит Антоний Сурожский, когда писал о семье Лосских) лишение его права пойти на литургию. Вообще очень важно, чтобы посещение богослужения, тем более возможность исповедаться, причаститься, воспринималась ребенком, как награда, а не как обязанность. Чтобы ни в коем случае не было этой воскресной обязаловки: мама с папой тянут вяло просыпающегося, сопротивляющегся, канючащего, напоминающего, что ему есть хочется, ребенка. А потом, после дороги, проведенной в вялых, а иногда и в буйных переругиваниях, вталкивают его в церковь”.

Окончание

Надо ли наказывать ребенка за плохие оценки?

О семейной иерархии и правильной жизни

Окончание

<< На главную страницу                   на Семейную рубрику >>