Вечность, время

СМЫСЛ и ВЕЧНОСТЬ. Владимир Мусин

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Светское общество часто задается вопросом о смысле земного бытия. И, как правило, ответ их не удовлетворяет. Грядущая вечность не имеет ни измерений, ни границ, гнетет их предстоящей встречей… Вечность, как беспощадный жернов, поглощает века и даже — тысячелетия.

Именно грядущая вечность заставляет верующее общество жить по Заповедям Божиим, наполняя дни своей жизни истинным смыслом — духовным исканием благодати Божией, сопряжением своей души к Духу Истины, к Богу.

И, наконец, вечности не под силу поглотить бессмертные души человеческие, наполненные победных духом Воскресшего Христа!

окончание

СМЫСЛ

Владимир Константинович Мусин

«Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы не была горька.»
А.Твардовский

Сколько ни ныряй с головой в повседневность, с её сиюминутными проблемами, стремлениями и радостями, голос и рука Вечного всё равно пробиваются сквозь эту бурную пляску жизни. Временами, при «включении головы» этот голос способен даже повлиять на наше настроение, оценки и стремления.

Своей скрытой и неотвратимой силой Вечность человека не только пугает – она рано или поздно на деле уничтожает всё сущее. В Вечном же остаётся лишь то, что от такового и досталось – то есть наш дух.

Державин Г. Р.Серьёзное, глубокое отношение к Вечному формирует философские школы и религиозные конфессии. Изредка глубокие, смелые разработки свойств и места Вечности в жизни встречаются и у людей искусства и науки. Но такое бывает очень редко и сопровождается всевозможными вкраплениями, искривлениями, перегибами и измышлениями. Редчайшим исключением здесь служит творчество русского поэта Г.Р.Державина. В своих произведениях он неоднократно прорисовывает стороны взаимоотношения Вечности и Духа.

Особенно выразительно Вечность представлена им в последнем, незавершённом произведении. Его незавершённость проявляется и в акростихе начала строк, но более всего – в напрашивающейся полноте общей картины произведения. Эта полнота требует показа глубины и широты жизни Духа в мире Вечного, где размах, мощь и движение несравненно больше, чем у материальных проявлений Вечности. Огромную ценность представляет показ связи и последствий жизни духа человека в материальном окружении с жизнью в  Вечном, в мире Духа.

Эта тема столь серьёзна, что, несмотря на публикации, где она включена как часть общей разработки, необходим материал, обрисовывающий то, что задано Державиным, в масштабе и тоне, приближающихся к авторскому.

Предлагается попытка сделать это.

Название «Смысл» здесь показывает, что не будь в мире Вечного, в мире Духа действительной, масштабной, достойной Духа жизни, то на фоне обречённости не было бы смысла и в жизни человеческого духа.

Но, слава Творцу, слава Святой Троице – мы даже и невнимательным взглядом, блуждающей мыслью часто замечаем на своём жизненном пути проявления жизни Духа. И это благо выдвигает перед нами Долг обеспечить достойное продолжение жизни нашего духа в Вечном. В этом, во включённости  нашей жизни в бытие Вечного и состоит смысл сущего.

Прощание славянки

СМЫСЛ

«Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.»*

Зачем же в этом истребленьи
Дано свершать нам жизни путь?
-Чтоб дух, сквозь тягость и боренья,
Постигнув истины, вернуть,

Чтобы ни скорбью, ни тревогой,
Ни чернотой не навредить,
Чтоб c твёрдой верой в благость Бога
Урок души своей свершить,

Чтоб душами бойцов умелых
Умножить полк бесплотных сил,
Готовых для любого дела,
Что Благий в Вечности решил,

Чтобы не прятаться трусливо
От молний Божьего лица,
Чтобы сквозь ложь и бренность мира
Свершился замысел Творца

__________

* Последнее, неоконченное, написанное за 3 дня до кончины сочинение Державина

Это державинское произведение, таким образом, просто из-за дошедшего до нас законченного отрывка, показалось целостно посвящённым теме одной лишь Вечности. На самом деле проявляющиеся во многом неотъемлемые иные детали просматривающегося законченного произведения показывают, что и державинское изучение Вечности  «сопровождается всевозможными вкраплениями, искривлениями, перегибами и измышлениями» —  отклонениями от темы. Так что именно автору — самому, скорей всего, удалось выделить и осветить человеческую сторону истины о Вечном. И в продукте этого, как и неизбежно, присутствуют отклонения от гладкости пути по масштабу и детализации обрисовываемого.

Это свойство державинского произведения, однако, нельзя считать изъяном. Напротив, оно уже этим своим качеством ведёт читателей, нас самих по путям постижения истин, заключённых в нём в неявной форме. Здесь вспоминаются слова Нильса Бора об искусстве, что «оно напоминает нам о вещах, недоступных для систематического наблюдения».

Окончание, малое

У «пропасти забвенья»

ДЕРЖАВИН

Сайт Семья и Вера