СМЫСЛ и ВЕЧНОСТЬ. Владимир Мусин
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Светское общество часто задается вопросом о смысле земного бытия. И, как правило, ответ их не удовлетворяет. Грядущая вечность не имеет ни измерений, ни границ, гнетет их предстоящей встречей… Вечность, как беспощадный жернов, поглощает века и даже – тысячелетия.
Именно грядущая вечность заставляет верующее общество жить по Заповедям Божиим, наполняя дни своей жизни истинным смыслом – духовным исканием благодати Божией, сопряжением своей души к Духу Истины, к Богу.
И, наконец, вечности не под силу поглотить бессмертные души человеческие, наполненные победных духом Воскресшего Христа!
СМЫСЛ
Владимир Константинович Мусин
«Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы не была горька.»
А.Твардовский
Сколько ни ныряй с головой в повседневность, с её сиюминутными проблемами, стремлениями и радостями, голос и рука Вечного всё равно пробиваются сквозь эту бурную пляску жизни. Временами, при «включении головы» этот голос способен даже повлиять на наше настроение, оценки и стремления.
Своей скрытой и неотвратимой силой Вечность человека не только пугает – она рано или поздно на деле уничтожает всё сущее. В Вечном же остаётся лишь то, что от такового и досталось – то есть наш дух.
Серьёзное, глубокое отношение к Вечному формирует философские школы и религиозные конфессии. Изредка глубокие, смелые разработки свойств и места Вечности в жизни встречаются и у людей искусства и науки. Но такое бывает очень редко и сопровождается всевозможными вкраплениями, искривлениями, перегибами и измышлениями. Редчайшим исключением здесь служит творчество русского поэта Г.Р.Державина. В своих произведениях он неоднократно прорисовывает стороны взаимоотношения Вечности и Духа.
Особенно выразительно Вечность представлена им в последнем, незавершённом произведении. Его незавершённость проявляется и в акростихе начала строк, но более всего – в напрашивающейся полноте общей картины произведения. Эта полнота требует показа глубины и широты жизни Духа в мире Вечного, где размах, мощь и движение несравненно больше, чем у материальных проявлений Вечности. Огромную ценность представляет показ связи и последствий жизни духа человека в материальном окружении с жизнью в Вечном, в мире Духа.
Эта тема столь серьёзна, что, несмотря на публикации, где она включена как часть общей разработки, необходим материал, обрисовывающий то, что задано Державиным, в масштабе и тоне, приближающихся к авторскому.
Предлагается попытка сделать это.
Название «Смысл» здесь показывает, что не будь в мире Вечного, в мире Духа действительной, масштабной, достойной Духа жизни, то на фоне обречённости не было бы смысла и в жизни человеческого духа.
Но, слава Творцу, слава Святой Троице – мы даже и невнимательным взглядом, блуждающей мыслью часто замечаем на своём жизненном пути проявления жизни Духа. И это благо выдвигает перед нами Долг обеспечить достойное продолжение жизни нашего духа в Вечном. В этом, во включённости нашей жизни в бытие Вечного и состоит смысл сущего.
СМЫСЛ
«Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.»*
Зачем же в этом истребленьи
Дано свершать нам жизни путь?
-Чтоб дух, сквозь тягость и боренья,
Постигнув истины, вернуть,
Чтобы ни скорбью, ни тревогой,
Ни чернотой не навредить,
Чтоб c твёрдой верой в благость Бога
Урок души своей свершить,
Чтоб душами бойцов умелых
Умножить полк бесплотных сил,
Готовых для любого дела,
Что Благий в Вечности решил,
Чтобы не прятаться трусливо
От молний Божьего лица,
Чтобы сквозь ложь и бренность мира
Свершился замысел Творца
__________
* Последнее, неоконченное, написанное за 3 дня до кончины сочинение Державина
Это державинское произведение, таким образом, просто из-за дошедшего до нас законченного отрывка, показалось целостно посвящённым теме одной лишь Вечности. На самом деле проявляющиеся во многом неотъемлемые иные детали просматривающегося законченного произведения показывают, что и державинское изучение Вечности «сопровождается всевозможными вкраплениями, искривлениями, перегибами и измышлениями» – отклонениями от темы. Так что именно автору – самому, скорей всего, удалось выделить и осветить человеческую сторону истины о Вечном. И в продукте этого, как и неизбежно, присутствуют отклонения от гладкости пути по масштабу и детализации обрисовываемого.
Это свойство державинского произведения, однако, нельзя считать изъяном. Напротив, оно уже этим своим качеством ведёт читателей, нас самих по путям постижения истин, заключённых в нём в неявной форме. Здесь вспоминаются слова Нильса Бора об искусстве, что «оно напоминает нам о вещах, недоступных для систематического наблюдения».
У «пропасти забвенья»
Что ж, хорошо, что публикация называется лишь “смысл” – в сопоставлении с творением Державина. Тогда всё более-менее в порядке.
Но на самом деле, при всей важности заданного масштаба, для человека практически куда важнее не сама жизнь Вечности (она ведь ему, по крайней мере, недосягаема), а то, какие последствия в Вечном будет иметь его земное: его установки, побуждения, чувства, действия, взаимоотношения с другими – как раз то, что составляет содержание его земного жизненного пути.
Православие помогает человеку так вести его земной путь, чтобы его продолжение в Вечности оказалось благим. И здесь – не готовые заранее ответы, а постоянная работа.
Кому всё же важен общий смысл – пожалуйста. Но этого очень мало для адекватного повседневного решения множества его жизненных вопросов.
Думается, что и Державин своё произведение замышлял с “рекомендациями” в этом отношении, о чём хотя бы говорит призыв его акростиха – почитать славу своего народа, т.е. сделать его частью совести. Уже здесь очень развёрнутая драма, поэтому наверняка в полноте державинское произведение было бы довольно обширным, в духе других его творений. -А не получившихся вместе с предлагаемым продолжением всего 6 строф.
Хорошо хоть, что со смыслом автору вроде удалось разобраться.