Что делать, если сомнения мешают верить в Бога?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Одна женщина задала следующий вопрос:
— Если есть Бог, почему Он раньше мне не помогал? Я живу по совести. Никого не ограбила, не убила, и в церковь мне, я считаю, незачем ходить. Про Бога я ничего не знаю, где Он там есть, я без Него прожила жизнь достойно, всю жизнь работала, детей воспитала без мужа и никто мне не помогал, никакой Бог. Соседка мне все говорит — надо сходить в церковь, надо исповедоваться, причаститься… А я не понимаю, зачем? Каяться не в чем, помощи уже не надо, дома все есть, дети разъехались, живу хорошо. И если есть Бог, почему Он раньше мне не помогал, когда муж умер и так тяжко было? И как бороться с сомнениями? Откуда они берутся? Почему, хотя веришь в Бога, пытаешься найти то, что заставляет сомневаться?
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
“Всему есть предел (для человека). Нельзя научиться петь, если тебе медведь на ухо наступил. Точнее, петь-то можно, и громко, и с большим удовольствием, но отвратительно. И ведь никак не докажешь, что это звучит не серенада, а козлогласование: мне-то ведь нравится. И точка. Или, допустим, как объяснить слепому человеку, что такое свет? Никак. Слова бессильны. Нужно его лечить, и если вдруг зрение каким-то чудом появится — он без всяких слов все поймет. Так и с этим вопросом. Ну что я могу сказать?
То, что человек никого не ограбил и не убил, — заслуга не столько человека, сколько Бога, Который уберег его от таких ситуаций, когда подобные поступки очень вероятны. Вот я хожу в женскую колонию (окормляю духовно), там мне приходилось слышать о том, в каких ситуациях порой люди совершают преступления. Так знаете, в некоторых случаях я не поручусь, что окажись в подобном положении, не убил бы и не украл бы.
То, что Бог дает и жизнь, и здоровье, что каждый глоток воздуха — подарок от Него, что именно тогда, когда было очень тяжело, Бог был ближе всего, и без Него беды были бы просто невыносимы, — это, что ли, говорить? Так ведь, чтобы это услышать, человек должен хоть немного углубиться в себя и к тому же быть способным посмотреть на свою жизнь со стороны. Но неужели нуждается в критической самооценке человек, страдающий комплексом собственной полноценности?
А уж самое гиблое дело из всех гиблых дел — убеждать человека в том, что он грешник и что ему есть в чем каяться. Уж если человек ощущает себя безгрешным, то какая непритязательная должна быть у него совесть! Мой горький опыт говорит, что в этом случае даже если найти и указать какой-то грех, даже если человек согласится, что это грех, то знаете, что произойдет? Почти цитирую: «Да, это грех, да, согрешил, но я не виноват!» А молиться за таких людей надо, поскольку помочь им могут не слова, а исцеление, а оно от Бога.
– Как бороться с сомнениями? Откуда они берутся? Почему, хотя веришь в Бога, пытаешься найти то, что заставляет сомневаться?
– Сомнения бывают разные. Одно дело— сомнение ума. Оно рождается от поверхностных знаний. Очень многое еще неведомо, но ощущение знания уже есть, отсюда недоумения, а затем и сомнения. Такого рода сомнения преодолеваются со временем. Позже, когда человек узнает больше о вере, они сами собой отпадут. Так что нужно учиться, читать умные книги.
Другое, дело — сомнения сердца. Умом человек принимает все положения веры, но смущает именно умозрительность, человек не чувствует реальности Бога и духовного мира. А вдруг это просто человеческое воображение? Это уже более тяжелый случай сомнения. Умными книжками он не лечится, потому что сердце питается не информацией (как ум), а чувствами. Поможет молитва. Бог отвечает на каждую искреннюю молитву, пусть чуть-чуть, но открывает Себя молящемуся человеку, и тот успокаивается.
Еще один вид сомнений возникает, когда ум и сердце вступают в противоречие. Сердце чувствует, что Бог есть, а ум возражает: «А почему тогда в мире несправедливость и проч., проч.”, — начинает диктовать Богу, каким Он должен быть и как поступать. Здесь пригодятся и молитва и серьезные размышления. А еще нужно установить границу для ума: «Ты, конечно, умный, но всего знать невозможно, тем более Бога познать нельзя, так что не зарывайся, знай свое место».
И еще есть сомнение жизни. «Да-да, Бог есть, все верно. Заповеди — все правильно, прекрасно. Но это как-то нежизненно, ведь сейчас жить по заповедям невозможно». Это от неверия. Тут только одно средство — решительный шаг в невозможное. Надо заставить себя исполнять заповеди. Главное, сделать это искренно, без оглядки и без запасных путей отхода. И когда человек видит, что, оказывается, исполнение заповедей возможно, что можно жить по-божески, то сам бывает просто поражен. Этот способ еще ни разу никого не подводил.
В чистом виде и по отдельности все перечисленные мною виды сомнений проявляются очень редко. Чаще всего мы имеем их вместе целым букетом. Так что и борьба с ними должна идти по всем фронтам.
Возникновение сомнений неизбежно. Иногда их подбрасывает лукавый, иногда их ищет сам человек. И то, и другое естественно. С лукавым просто: он хочет нас сбить с толку. А что заставляет самого человека искать поводы для сомнений? Растущая вера. Сомнения нужны нам для развития нашей веры. Посмотрите на ребенка: вся жизнь его состоит из сплошного испытания своих сил. Он сам ищет трудностей и преград и, преодолевая их, становится взрослее. Есть риск не справиться, но иначе никак. Растущая вера тоже ищет испытаний (сомнения — одно из них), проходя через которые становится все сильнее. Здесь тоже есть риск не справиться, но это единственный путь, иначе нельзя».
Что такое – вера, и почему без нее нельзя спастись?
Что делать, если в нас слабеет вера?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Спасибо большое, хорошая статья. Когда я присылала на ваш замечательный сайт некоторые свои вопросы, вы их просто снимали, объясняя это тем, что они несут в себе сомнения в вере, ничего другого мне не отвечая. Было очень обидно. А батюшка все хорошо объяснил. Спасибо ему. Мне кажется, нельзя так отталкивать людей, даже с такими вопросами как у меня. Лучше им помочь добрым словом, ответом.
Наталья, во славу Божию!
Одно дело, ответить один раз, другое – дать ответы на многие Ваши вопросы.
И еще. Мы не священники. Мы не имеем сугубой благодати от Господа, чтобы помогать людям бороться с таким опасным грехом, каковым является сомнение в вере.
Вы можете сказать, что у нас есть священник, духовник нашего сайта – священник Димитрий Синявин. Но помимо совершения Богослужений и многих треб, батюшка ежедневно отвечает на десятки вопросов наших посетителей. Думается, будет неправильно отправлять от Вас на регулярной основе постоянный поток вопросов.
Ежедневно наш сайт посещает около 4 000 посетителей. Мы трудимся. Стараемся уделить время каждому человеку, обращающемуся за советом. Но когда дело касается той сферы духовной жизни, которую может человек просветить самостоятельно, прибегнув к известным православным книгам, думаем, будет правильным направить его на этот нужный труд.
Храни Вас Господи!
Спасибо за ваш нужный и добрый труд. Возможно, я была не права. Простите.
Во славу Божию!
Храни Вас Бог!
здравствуйте!помогите мне,пожалуйста,разрешить некоторые сомнения:сегодня чисто случайно начала смотреть фильм “Попы”,хороший фильм,про жизнь современных батюшек,а потом после этого начался фильм “Православие по диавольски”,при том снят он бывшим монахом Григорием(сразу возникает вопрос как человек,пришедший к вере и принявший монашество потом ушел и остался таким разочарованным?),конечно,факты,которые используются в этом документалтеом фильме выглядят очень правдиво и про проект режим путина и все такое,и ведь вправду очень многих людей мучает вопрос:почему у священнослужителей(непростых приходских священников,конечно,батюшки нашего храма вызыыают у меня только уважение) дорогие машины и дачи,и они на мерседесах сбивают людей? я ходила после этого фильма полдня как в воду опущенная,решив,что я ни во что не верю,а уж если и верю в Бога,то без религии какой-либо,а уж если выбираю православие,то без Русской Православной Церкви…чуть позже ко мне приехала моя подруга(я заболела,она приехала навестить),мы стали разговаривать о семейном и вдруг я призналась о моих сомнениях(не так подробно как сейчас),она сказала ,как мне кажется правильно,что я очень увлекающийся человек по жизни,начала сразу все посты соблюдать,на службы бегать,читать только духовную литературу,акафисты,а по итогу эмоционально надорвалась(я с ней от части согласна),но как же тогда все статьи,в которых говорится,что за Христом надо идти не оглядываясь,идя на риск,посты соблюдать и исповедоваться 2 раза в месяц,а мне сложно так часто исповедоваться,я сразу впадаю в уныние от своих грехов.как же мне быть с этой неразберихой в моей голове?и как снова чисто и наивно поверить священнослужителям Русской Православной Церкви после таких передач,а их много,да и родственники часто говорят:без разницы в кого верить и кому молиться,главное по совести жить,чтобы Бог жил в душе,а я несмотря на то что на протяжении полугода пытаюсь воцерковляться,очень часто ссорюсь с домашними и мир даже сама с собой не могу найти,что я делаю не так?подскажите,пожалуйста!!!
Здравствуйте, Елена!
Подавляющее большинство православных священников – это истинные служители Божии, которые днем и ночью пекутся о своем стаде (и пользуются простыми автомобилями).
Вы слабы в вере, посему Вас и терзают разные сомнения.
Очень Вам советуем прочесть книгу “Воцерковление для начинающих” – автор протоиерей Александр Торик
Также советуем Вам прочесть пространную статью на тему Истинный и ложный пути ко спасению
Советуем Вам больше читать духовной литературы, которую Вы можете приобрести в Церковной лавке любого храма.
Следуйте за Христом, Он не ездил на дорогих машинах, Он не тратил денег на веселье, Его били, на Него плевали, Господь претерпел жестокую казнь, но ведь Христос не был не всем виноват, Он отдал себя за нас, чтобы мы жили, подкрепляйтесь Им. А служители могут быть хорошими, могут быть не очень, пусть всегда у вас будет один пример – Христос. Все я могу в укрепляющим меня Иисусе Христе!
Да-а, нечасто в рядах верующих встретишь даже мысль о том, что и в Вере существует (и даже необходим) РИСК! Как бы всё понадёжнее да поспокойнее… Да и Спасение таким же хорошеньким путём получить бы… Нет, такое невозможно – “ведь живём-то мы не на облаке…). Даже ведь и в отрешённости от всех и вся – тоже РИСК (отнюдь не имеющий благого исхода).
Спасибо! Интересно и поучительно. Спасибо!
Татьяна, во славу Божию!
Помощи Вам Божией и Ангела Хранителя!