Стоит ли спешить говорить правду своим родным?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Стоит ли спешит говорить правду своим родным? Семья может стать источником лжи между ее старыми и молодыми членами. Как говорить правду, из-за которой ты знаешь, что у твоих родителей может быть плохо с сердцем? И если стоит сказать правду, то какой лучше всего выбрать момент? Есть ли разница между правдой и откровенностью?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
“Так ведь сами по себе искренность и правда в лицо не всегда хорошие вещи. Если за всем не стоит любовь к своему ближнему, то такая правда может оказаться палкой, которой его можно пришибить. Правда, сказанная человеку в немощном состоянии, да еще с желанием его этой правдой унизить, утопить, — это правда Хама, который увидел своего отца Ноя, опьяневшего от вина и оголившегося во сне, и захотел этим поделиться со своими братьями.
Не всякая правда хороша сама по себе. Вообще, нет такой церковной добродетели, как искренность. Нет! И правдивость не входит ни в заповеди, данные Моисею на горе Синай, ни в заповеди блаженств, о которых говорит Спаситель.
Правда и откровенность — вещи амбивалентные: могут быть когда хороши, а когда и дурны. Вот пример, понятный всем: нельзя абсолютно скрывать от больного тяжесть его состояния, но и каждый день говорить о неотвратимости исхода его заболевания — ты знаешь, тебе еще хуже, чем вчера, как ты спал с лица, смотрю-ка, ты уже совсем плох, — может, и будет правдой, но правдой вредной, любовью не растворенной. И это касается не только отношений с больными или пожилыми родственниками.
В любом случае внутрисемейная откровенность должна иметь меру. Поэтому собственные проблемы того или иного члена семьи необязательно сразу же, в тот же день, должны доноситься до остальных. Скажем, если у меня сегодня на работе неприятности или выяснилось, что мне предстоит какая-то опасная жизненная коллизия, но у нас семейный праздник, день рождения ребенка или, напротив, жена болеет и и так было много скорбей за последнее время, то я по любви эту свою правду до близких доносить не должен. Именно потому, что их люблю, я выберу такое время, когда об этом можно и должно будет проговорить.
Так что критерий здесь один — любовь к тем, кто рядом с нами. Если мы по любви делимся с родным нам человеком, то это хорошо. Если, опять же, любовь побуждает нас сейчас воздержаться от излишних откровенностей, то и это хорошо.
Главное в семейных отношениях — любовь, а не правдивость или умолчание. Другое дело, что ложь и лицемерие ни при каких условиях не должны входить в нашу жизнь. Нельзя изображать то, чего нет. Нельзя по отношению к нашим близким изображать такую любовь, которой на самом деле мы не имеем. Отношения более холодные, но корректные и уважительные лучше фалыпивых и смоделированных. Фальшь всегда вредна. Но, безусловно, речь идет именно о фальши, лжи и лицемерии, а не о разумном умолчании и необсуждении тех или иных тем, которые для наших близких сейчас могут оказаться не полезными.
И ведь, в конце концов, родители при детях не должны обсуждать свои интимные проблемы, даже если они у них есть. Это понятно для любого трезвомысящего и нравственно здорового человека. Да и не только интимные, а и многие другие свои проблемы родителям при детях не стоит обсуждать, чтобы их душ не коснулась никакая греховность. В этом смысле можно сказать, что родители свои проблемы от детей, даже достаточно взрослых, должны утаивать. Но делать это не потому, чтобы в их глазах лучше выглядеть, а потому, чтобы не возлагать на них скорбь своих нынешних несогласий. И в этой как бы неискренности будет исключительное проявление родительской любви”.
Что стоит в центре супружеской жизни?
Как остановить насмешки супруга (супруги)?
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
У меня случилась такая ситуация, я парикмахер работаю на дом, стригу людей.
И моя постоянная клиентка бабушка она старенькая не ходит, у неё есть сиделка, каждый раз прихожу все разные и разные, в этот раз была новенькая женщина разговорчивая, я покрасила и подстриглась бабушку и стало уходить как сиделка даёт мне 3 конфетки, я их не беру и ухожу, она бежит за мной и даёт на их на сильно в руки и уходит, я их конечно выбрасывают тут же, и через несколько дней я очень сильно ругаюсь с мамой наговариваю ей всякую ерунду обижаю её и не общаемся неделю, щас только понимаю что как будто это была нея, как быть? Что это могло быть? Прошу прощения, не прощает ((
Здравствуйте, Елена!
Часто мы материализуем нашу духовную жизнь, и обращаем чересчур существенное внимание на предметы, еду и так далее. И совершенно не стараемся работать над своей душой.
Но ведь когда что-то происходит в нашей жизни, надо постараться взглянуть внутрь себя. Увидеть своё нетерпение, раздражительность, малую любовь к людям и так далее. Обличить собственные недостатки и покаяться.
А привязать ситуацию к еде, вещам и т.п.-это слишком легко и не по-христиански.
С Богом!
Хорошо, спокойно и просто сказано. А эту самую бытовую “правду” некоторые так и лепят, со сладострастием, считая такие действвия даже за доблесть – мол, не лгу никогда, как вы тут все… И накакими вразумлениями и просьбами такой горячки не остановить.
Это ведь и не только у нас, в России – вспомним замечательную, мрачную обыкновенностью происходящего пьесу Бернарда Шоу “Дом, где разбивают сердца”. Всё так обычно, люди такие наблюдательные, проницательные, и реплики-то у них краткие, незлобливые… А до чего доводит поток таких маленьких правдочек – мерзко. Такое может сокрушить, разъесть самое святое. Хамы! Нет, есть вещи, по которым ни в коем случае нельзя не то что ёрничать, но даже и раскрывать полог непосвящённым. Кстати, человек, соприкасаясь со Истиной, только так и должен поступать. а если у него есть стремление делать иначе, это свидетельствует, что он на самом деле не Истину “продвигает”, а её обманку, ложный её образ.
На такой позиции надо бы стоять и по отношению к исповедникам либеральщины.