Патриотизм

Об определении патриотизма. Владимир Мусин

 Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Патриотизм — это не одна лишь любовь к своей Родине, но и сыновний долг перед Ней, ответственность за общество и страну в целом.

Ниже мы приводим статью Владимира Константиновича Мусина, в которой автор дает ясное определение патриотизма, высокое чувство которого должно проявляться на всех этапах жизни гражданина.

окончание

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПАТРИОТИЗМА

Владимир Мусин,
ВПК «Отчий Край»

«Люди сильны боязнью
В чем-то друзей подвести»
Е.Евтушенко

В сложившейся широкой практике определение патриотизма связывается со словом «любовь». В таком виде это определение встречается и в терминологических разделах ряда государственных документов. Слово «любовь»  фигурирует в определении понятия «патриотизм» и почти во всех словарях.  В некоторых случаях употребляются также слова «преданность» и «верность».

К сожалению, самое первое из этих слов – «любовь» мало что определяет – хотя бы потому, что в русском языке (да и во многих других тоже) этим словом  обозначаются исключительно разные вещи.  Скажем, одно дело любовь к рыбалке, другое – к своим детям, третье – к какой-либо мелодии…  К тому  же со словом «любовь» в широком сознании связаны сентиментальность и неустойчивость.

Парад, патриотизм, танкистыПатриотизм же в общественном сознании связывается  со служением и  даже с самоотверженностью.  Ключевыми словами поэтому в определении патриотизма являются именно преданность и верность, которые как раз и связываются   со стойкостью привязанности человека к предмету своей любви.

Стойкость привязанности проявляется и проверяется только в делах, в их  неизменной направленности – даже в условиях препятствий, невзгод и наличия соблазнов занять позицию, избавляющую от этих тягот. При этом  присутствует необходимость осознанных, волевых усилий. Поэтому наличие патриотизма может проявляться лишь в практической жизни человека.

Так что патриотизм есть устойчивая жизненная позиция, система взглядов, установок и поступков человека, а не просто его чувство, которое может быть и поверхностным и нестабильным.

В жизни каждый исполняет множество социальных ролей, выступая в одних условиях как работник, в других – как супруг или сын (или дочь), в третьих – как родитель. Со временем спектр выполняемых социальных ролей меняется, например, из рядового человек переходит в руководители.

Таким образом, под условиями реальной жизни суть патриотизма получает  очертания, позволяющие дать ему  более чёткое определение:

Патриотизм – это ПРАКТИЧЕСКАЯ жизненная позиция человека, стойко проявляющаяся в ответственном, добросовестном исполнении своих функций во всём спектре социальных ролей: гражданина, воина, работника, товарища, супруга, родителя, чада… Приоритетный ориентир при этом – служение государству.

Это определение патриотизма оказывается близким к таким понятиям как порядочность и благочестие. Полезно внести ясность в связь патриотизма с вероисповеданием.

Поскольку патриотами могут быть люди любой конфессии, в определение патриотизма позиция  «верующий» или “православный” не включается. Тем не менее, наличие у человека действенного исповедания – это фактор, лежащий в основе всей платформы служения – во всём спектре социальных ролей. -Но в него при этом не входящий. В самом деле, как бы себе Бога человек ни представлял (для атеиста это просто совесть), только честь пред Ним и боязнь нарушить Долг пред Ним  – только при этом человек способен быть на деле и ретивым, и стойким, и ответственным, и добросовестным одновременно. То есть настоящими патриотами могут быть только люди верующие и совестливые.

Отсюда ясно прорисовывается задача патриотического воспитания:

она не  должна сводиться к культивированию чего-то дополнительного, сиюминутного, чувственного, сентиментального. Эпизодические посещения выставок военной техники, участия в военных реконструкциях, в фольклорных мероприятиях и прочие дела, к которым привлекают школьников в порядке ведения воспитательной работы – рождается ли при этом та сама «любовь» из определений патриотизма? В какой мере она на самом деле определяет жизненные позиции человека и его социальное поведение?..

Нет, воспитательная работа должна направляться на формирование целостного, устойчивого мировоззрения,  установок, взглядов и целей человека, основывающихся на преданности государству, на морали, ответственности, долге и чести. Сюда включается также становление у молодого человека волевых качеств. Эта, очень важная для народа, государства, да и для самого человека задача должна решаться повсеместно, системно, на фоне государственных мер по минимизации воздействия факторов, идущих вразрез с данным направлением.

окончание

Преемственность славы и достоинства

МАРШАЛ ПОБЕДЫ! Георгий Константинович Жуков

Сайт Семья и Вера