Муж и жена

Верующие и неверующие в семье. Как найти взаимопонимание?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Очень печально, когда супруги, самые близкие люди, расходятся во взглядах на самый главный вопрос: в чем смысл нашей жизни? Но если мы любим человека, желаем для него блага, молимся за него, то должны верить, что когда-нибудь этот вопрос решится. Часто наши близкие не слушают наших проповедей, смеются над нами, хорошо еще, если не запрещают в церковь ходить. Почему это происходит? Какой можно дать совет Ответы на эти, и многие другие вопросы, Вы найдете, ознакомившись с очередной главой из книги Павла Гумерова: “ОН и ОНА”, под названием: “Верующие и неверующие”.

заглавие

Протоиерей Павел Гумеров

«Сразу же оговорюсь, что неверующих людей не бывает. Есть люди, ошибочно считающие себя неверующими. Область человеческих знаний весьма ограничена и у каждого человека есть предел, после которого знание заканчивается и начинается вера. Есть еще атеисты, они верят в то, что Бога нет, но доказать это не могут. Но атеист по нынешним временам зверь весьма редкий. Сейчас больше просто равнодушных к религиозным вопросам людей.

Они могут во что-то верить, кто в Тельца, кто в Козерога, и даже называть себя православными, но при этом о православии ничего не знать и в церковь не ходить. И в древности, и в наше время, нередко случалось такое: один из супругов ходит в храм, ведет церковную жизнь, а другой нет. Либо принадлежит к другой вере, либо просто не хочет. Так как эта проблема существовала еще в первые века христианства, св. апостолы уже тогда дали на нее ответ.

Вот что пишет ап. Павел коринфским христианам: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою (верующей), и жена неверующая освящается мужем (верующим), иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». И далее «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7. 12-16).

Нужно заметить, что под «неверующими» апостол Павел разумеет, конечно, не атеистов, а людей другой веры, не христиан. В славянском тексте употребляется гораздо более точное слово: «неверные» — люди другой с нами веры. Но это сути дела не меняет. Итак, Св. Писание дает нам прямое указание: не разводиться с нашими близкими, если они не ходят в храм, а свидетельствовать им о православии, глядишь, и они придут к Богу. И таких случаев, к счастью, немало.

Конечно, очень печально, когда супруги, самые близкие люди, расходятся во взглядах на самый главный вопрос: в чем смысл жизни? Но если мы любим человека, желаем для него блага, молимся за него, то должны верить, что когда-нибудь этот вопрос решится. Очень часто бывает ситуация: «нет пророка в своем отечестве». Наши близкие не слушают наших проповедей, смеются над нами, хорошо еще, если не запрещают в церковь ходить.

Почему это происходит? По нескольким причинам. Конечно, и враг рода человеческого мешает, хочет посеять вражду и разделение. Но и… сами мы хороши. Не можем найти подход к людям, все, что мы говорим, они не воспринимают, считают скучным, неинтересным. Значит, так проповедуем. Люди будут слушать и делать только то, что их лично заинтересует. Чем проповедовать неумело, лучше вообще этого не делать, только навредим, ведь может быть, с наших неумелых слов человек составит ложное мнение о Православии. И вообще лучшая проповедь – это жизнь по вере.

Беседы о семьеПриведу один пример (к сожалению, по памяти, так что могут быть неточности в деталях). Один работодатель нанял себе в работники христианина. Сам он был язычником, ничего не хотел слышать о Христе и принял работника только с одним условием: «Он ничего ему не будет говорить о христианстве». Прошло несколько лет. И вот этот язычник пришел, упал на колени перед христианином и просил сделать его таким же. Так его поразила христианская жизнь и любовь этого человека.

Наши близкие должны понять сущность Православия не через красивые слова, а через нашу любовь к ним. А бывает наоборот, человек приходит в храм и начинает мало времени уделять семье, забросил все дела и обязанности. Поставьте себя на место Ваших нецерковных родственников. Вам бы такое понравилось? Конечно, это может вызвать и ревность (особенно в мужчине): «Она кому-то или чему-то уделяет больше времени и заботы, чем мне».

Вряд ли это послужит к нашему спасению, если из-за нашего «благочестия» развалится семья. Пусть наши близкие поймут, что вера православная – это не пять лампадок в комнате, бумажный иконостас от пола до потолка и засохшие просфорки, а наша любовь, верность, образ настоящей христианской супруги (или супруга). Тот самый, о котором немало написано в этой книге. И тогда они увидят: что дала нам наша вера, чем мы отличаемся от них самих и от других людей.

Приведу слова ап. Петра, обращенные к женам христианкам: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петр. 3. 1.). То есть те мужья, которые не слушают слова проповеди о Христе, могут прийти к вере, видя послушание и христианское поведение своих жен.

Конечно, тут нужно рассуждение. Если мужья полностью запрещают жене ходить в храм, носить крест, молиться, то не значит, что жены должны их в этом слушаться. Во всем есть своя мера. Но если муж не христианин, или не соблюдает постов и жена будет отказывать ему в супружеской близости из-за поста, то это вызовет очень негативную реакцию. Таким поведением жена может даже спровоцировать измену. Конечно, эти деликатные вопросы лучше обговорить с духовником или просто приходским священником.

Не нужно требовать от человека всего и сразу. Нам был дан дар веры, кому-то он дается гораздо сложнее, позже. Мы должны сеять, а взращивает Бог. Что мы можем нашими немощными силами. Будем помнить слова Господа Иисуса Христа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». (Ин. 6. 44).

Будем рады, если наши близкие хотя бы явно не противятся вере. Тогда можно деликатно постараться пробудить их интерес к Православию. Иногда человеку в душу может запасть какая-нибудь хорошая книга или фильм, свидетельствующий о Христе. И нам самим тоже нужно стремиться постоянно повышать свой уровень. Ведь, может быть, то, что мы сейчас знаем о нашей вере, очень мало и искажено, и, узнав больше, мы сможем рассказать об этом нашим близким.

Совет нецерковным супругам: Не стоит смеяться и огульно отрицать то, во что верит Ваша половина. Вера – это очень тонкая, интимная часть духовной жизни человека. Насмешки над ней очень больно ранят. Это сравнимо с тем, что при нас кто-то будет хулить и смеяться над тем, что для вас дорого и свято. Например, над вашим отцом или матерью. Постарайтесь побольше узнать из хороших источников: почему близкий Вам человек выбрал Православие, почему оно теперь является частью его жизни. Почитайте первоисточники. Ведь может быть то, что Вам неумело пытаются сказать, далеко еще не всё Православие. А познакомившись с ним поближе, Вы откроете для себя много нового».

Окончание

Седьмая Заповедь: “Не прелюбодействуй”

О разногласиях в семье

Страсти и семья

Окончание для стихов

 << На главную страницу           на Семейную рубрику >>