Беседы с батюшкой. Духовное здоровье

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвященный духовному здоровью.

Гостем телепередачи стал архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого ставропигиального Свято-Георгиевского мужского монастыря.

окончание

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

– Сегодня тема нашей передачи – «Духовное здоровье». Что такое здоровье вообще?

– Каждый человек знаком с такими понятиями, как «здоровье» и «болезнь». И конечно, у каждого человека, если у него нет определенной образованности, начитанности, знаний, есть свои представления об этих двух состояниях. Больной человек может думать, что он здоров, а здоровый может понимать, знать или догадываться, что он больной. Поэтому нам необходимо иметь общий уровень знания, от которого каждому человеку можно отталкиваться.

Клирик Городницкого ставропигиального Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба)

Клирик Городницкого ставропигиального Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба)

Мы живем в гражданском обществе, в котором существуют такие законы и понятия: Всемирная организация здравоохранения говорит о здоровье как об особом состоянии человека, у которого не только отсутствуют болезни, но есть душевное и социальное благополучие. В этот термин укладывается понятие некоего комфорта и благополучия при отсутствии болезней. Болезнь же, по представлению Всемирной организации здравоохранения, – это когда у человека происходит нарушение, дезадаптация внутри организма, когда органы и системы неправильно реагируют, неправильно регулируются и человек ощущает повреждения в своем организме, неполноценность своего бытия, реально существуют элементы болезни.

Те, кто хочет узнать больше о здоровье, болезни и факторах, которые способствуют здоровью или приводят к болезни, могут ознакомиться со справочными материалами Интернета, но каждый человек должен иметь понятийный минимум и владеть этим понятийным аппаратом, чтобы иметь представления о здоровье и болезни.

– Какие существуют представления о здоровье и болезни?

– Человек должен знать, что такое здоровье, прежде всего, из этой рекомендации Всемирной организации здравоохранения по определению понятий. Но также человек должен знать, что мы, люди, состоим из души, духа и тела, поэтому бывает физическое, психологическое (или психическое) и духовное здоровье. Понятие духовного здоровья может расцениваться в секулярном обществе (то есть отделенном от Церкви) не так, как в Церкви. Понятие духовности в мире, отделенном от Церкви, определяется как особая культура, особый стиль поведения, особое воспитание, и сюда приплюсовывается эмоциональная составляющая. Допустим, человек считается духовным, если он пишет и слушает музыку, читает много книг, но понятие о такой духовности в корне отличается от церковного понимания этого термина и состояния духовности.

Духовность – это потребность пребывания в Духе Святом, чтобы Он пребывал в тебе и руководил твоей жизнью, когда ты обращаешься к Богу и опираешься в своей жизни на Божественные повеления, тогда твоя жизнь становится водимой Духом Святым. Это и называется духовным состоянием, жизнью в духе. Духовное здоровье – это когда ты ощущаешь в себе эту полноту, причем такое состояние должно быть не ложным, не лицемерным, а истинным, когда люди, которые сами пребывают в духе, могут увидеть в тебе это состояние духовности.

– Чем различается духовное понимание людей, находящихся в лоне Церкви, от понимания людей, которые находятся вне Церкви?

– Неправильно понимают сам термин, неправильно ищут корни возникновения этого названия. Люди, которые находятся в Церкви, всегда ищут понятийный аппарат на страницах Священного Писания, Священного Предания, воспитываются в церковном духе и церковной традиции, а люди, которые находятся вне Церкви, пытаются вакуум заполнить душевными (не духовными) объемами, придумывают различный понятийный аппарат для того, чтобы заполнить этот вакуум. Но люди церковные должны очень сильно отличаться от нецерковных людей, потому что церковным людям необходимо изменить свое сознание и отношение к миру: увидеть ложь мира, обличить ее и отстраниться от нее. Если человек был заражен этой ложью, то он должен от нее избавиться, а если не был заражен, то чтобы и не стремился заразиться ложью мира сего.

– Как связано телесное, физическое здоровье с духовным здоровьем? Есть такое выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Справедливо ли оно для человека, который находится в Церкви?

– Этот термин («здоровый дух») встречается на страницах Священного Писания в апостольском послании, но также он был очень сильно распространен и в языческом мире, когда спортсмены-олимпийцы показывали силу своего тела, демонстрируя тем самым силу духа, то есть волевые качества (душевные) приравнивались к духовным качествам. То есть если человек хочет избавиться от какой-то привычки ради того, чтобы хорошо выглядеть, он начинает воспитывать в себе качества выносливости, заниматься особенным образом спортом, чтобы выигрывать в олимпиадах, но он же не становится от этого духовнее. Он становится сильнее, выносливее, более волевым, принимает соответствующие решения, но о духовности здесь вообще нет никакого разговора, потому что жизнь человека протекает без Церкви, без ее благодатных таинств, без имени Христова.

Мы знаем, что конечная цель нашей жизни – Царствие Небесное, и каждый человек должен стремиться к нему. Значит, мы должны ставить для себя векторы в направлении Царствия Небесного. А здесь мы видим, что векторы ставятся на внешние, часто непостоянные особенности человеческого тела. Сегодня они прекрасны, а завтра находятся в упадке, сегодня человек молодой и красивый, а завтра он дряхлый старик, которому никто не может помочь. Так и здесь: человек, который устанавливает неправильный духовный вектор, потом пожинает плоды достижения своих неправильных целей. Конечно, такой человек совершает грех, приводит свое тело и душу в состояние упадка, при котором не достигнуть Царства Небесного. Это плотской, душевный человек. И апостол говорит, что хочет во всех нас видеть людей не плотских, не телесных, не думающих о временном, но думающих о вечности, хочет видеть в нас людей духовных. И поэтому он призывает думать о вечном, о Христе и Его учении, о том, как достичь пребывания в Боге и в славе Божией.

– То есть спортивная сила духа – это совсем не стяжание Духа Святого?

– Абсолютно. Здесь мы говорим о духе с маленькой буквы, а когда говорим о духовности, то слово «дух» имеет сродство с Духом Святым, то есть к таким состоянием. Кто такой Дух Святой? Это Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и каждый человек призван к обожению. Апостол говорит о том, чтобы мы подражали Богу. А если человек подражает Богу, то значит, он изменяется в корне: изменяет свои поступки, мысли, поведение, свое отношение к жизни, изменяется вообще, преображается и становится новым человеком. И апостол говорит, что человек может достигнуть Царства Небесного, когда он преобразится до тех критериев, которые дает нам Святая Церковь через Священное Писание, Священное Предание, по тем правилам и нормативам, которые необходимы для того, чтобы попасть в Царство Бога.

– А возможен ли противоположный известному изречению «в здоровом теле здоровый дух» вариант? У подвижников происходит как раз наоборот: в немощном теле, у больного человека происходит цветение духа.

– Здоровый дух может быть и у здорового человека, красивого внешне. Мы помним (есть на страницах Священного Писания) об Иосифе Прекрасном, который не зря так назван, потому что он был красив и телом, и душой. Конечно, и через него исполняются обетования Божии. А бывает и такое, что у человека здоровый дух, когда у него нездоровое тело. Например, праведный Иов Многострадальный, который был не здоров телом, и когда дьявол искушал его и поражал его тело, но, боясь Бога, не забирал его душу, Иов пребывал в состоянии здорового духа. Конечно, он и плакал, и печалился, но прежде всего о том, что не мог полностью угодить Богу. Здесь Господь открывает нам через Священное Писание особенное понимание: мы должны знать, для чего Господь нам дал все, что мы имеем при себе (тело, душу, дух), и как мы должны это использовать. Потому что если человек неправильно относится к своему телу, значит, он неправильно понимает, для чего оно существует.

Если он не соблюдает внешнюю и внутреннюю гигиену своего тела, он не знает, что за механизм, что за «машину» дал ему Господь, потому что тело – это машина по большому счету. Если его рассмотреть, то увидишь в нем канализацию, различные моторы, клапаны и насосы. Даже в самой маленькой клеточке существуют насосы, которые переносят микрочастицы, молекулы, поэтому это такая машина, которую человек не знает до конца, он еще не понимает всей полноты ее работы. Поэтому тело – это Божий дар, и к нему надо правильно относиться: заботиться, но не поклоняться ему, потому что есть люди, которые просто живут своим телом, вся их жизнь складывается из того, чтобы поддерживать свое тело на определенном уровне, чтобы оно определенным образом выглядело.

Духовные люди заботятся о том, чтобы их дух достиг Царства Небесного, потому что знают, что это тело разрушится, а душа нет. Такой человек знает, что тело он потеряет, но душа войдет в рай, а в Царство Небесное войдет тело, которое Господь воскресит. Мы верим в воскресение тела, не в духовное воскресение, а в такое, которое будет в совершенном теле, и Христос нам показал Своим воскресением Свое совершенное тело, когда Он являлся апостолу Фоме и сказал ему: «Дай Мне свой палец и вложи в Мои раны, наложи руку свою на Мое ребро и посмотри, что это то тело, которое было истязаемо и распято, но сейчас Я нахожусь в нем и управляю им полностью». Его хотят схватить – и не могут, хотят обнять – Он пропадает, исчезает, и никто не знает, где Он находится. Но мы знаем, что Христос всегда пребывает в христианской общине и телом, а не только Духом, но просто тело Его неосязаемо и невидимо нашими ограниченными органами чувств.

Когда призывается имя Христа на литургии, Он пребывает там и Духом, и Телом, но мы Его не видим, так же как мы не видим электричество, но это не значит, что его нет. Мы видим, что лампочка светит, но само электричество не видим. Так же мы не видим и бактерий, которые в нас существуют, но это не значит, что их нет. И человек духовный понимает, что Господь с ним, поэтому он не будет грешить. Попробуй сделать что-нибудь плохое, когда ты видишь Личность Бога, попробуй согрешить против твоего брата. Духовный человек физически и духовно не может идти против Бога, Которого видит. Святые люди видят Бога особенным образом: они знают, что Он рядом с ними, они чувствуют Его, поэтому духовные люди не могут идти против Самого Господа, они живут особенным образом и призывают других так жить и говорят, что до определенного времени мы не видим Бога, а потом все Его увидим.

А кто пребывает во грехе, будет очень плакать о своих грехах, потому что Господь Сам Свидетель всего того, что с нами происходило, происходит и каким было направление нашей души. Поэтому здесь мы должны очень правильно оценивать ту обстановку, прежде всего духовную, в которой мы находимся. И люди духовные понимают, где они находятся и что происходит. Плотские, душевные люди этого не понимают.

– Как человеку плотскому, душевному, может быть, далекому от Церкви, обрести духовное здоровье?

– Прежде чем обрести духовное здоровье, надо понять, что оно отсутствует у человека, который хочет его обрести, потому что сам термин «обрести» означает «найти», «получить», «завладеть». Если человек задумывается об этом, значит – первый шаг к духовному состоянию уже сделан: человек задумывается о том, есть ли у него духовное здоровье, есть ли у него какие-то духовные плоды, чтобы правильно жить и иметь определенные цели и ориентиры в своей жизни. Нельзя сказать в двух словах, как обрести духовное здоровье, это очень глубокий вопрос. Первый шаг нужно сделать в Церковь Божию, воспитать себя в Духе. Если человек некрещеный, то должен покреститься во имя Господа Иисуса Христа, во имя Святой Троицы, чтобы иметь надежду возрождения в жизни будущей. Если у такого человека есть это желание, посыл, то он начинает приобретать надежду на то, что у него будет духовное здоровье.

Но каждый человек должен знать, что когда мы творим грехи и беззакония, отворачиваемся от Бога, то все мы больны. Так же как у всех людей есть какие-то вирусы в организме, которые творят свое дело. Они могут быть болезнетворными, сильными и слабыми, но у каждого человека они есть, просто не каждый об этом знает. Есть такие вирусы, которые до определенного момента не проявляются, и человек, который знает, что они могут проявиться, пойдет провериться, сдаст анализы и увидит, что они есть, и поймет, что необходимо от них избавиться, пока иммунитет сильный, или поддерживать свою жизнь на таком уровне, чтобы они никогда в нем не возобладали, не проявились. Так же и у человека духовного: сначала он должен прийти к духовнику, духовно опытному человеку, и побеседовать с ним, поговорить о Боге, своей жизни и получить некий диагностический список того, что ему необходимо сделать, как ему жить дальше в Боге и Духе Святом. Конечно, это может сделать Святая Церковь, которая имеет в своем запасе людей, живущих в Духе, пользующихся спасительными таинствами, способными изменить духовную часть в человеке.

– Можно ли считать человека по своей природе духовно здоровым, или каждый человек так глубоко поражен грехом, что ни о каком духовном здоровье речи идти не может?

– Пример духовного здоровья нам явил Господь наш Иисус Христос, Он был духовно здоровым Человеком, Вторым Адамом. Адам и Ева тоже были сотворены духовно здоровыми, но мы знаем, какая потом произошла трагедия со всем родом человеческим. Поэтому каждый человек рождается в грехе, и этот грех Адамова преслушания (первородный грех) омывается банею пакибытия, то есть крещения.

Задают такой вопрос: «Если оба родители крещеные и у них рождается ребенок, то почему его надо крестить? Ведь у них уже должно родиться святое дитя». Нет, дело в том, что грех настолько задел человеческую душу и тело, что у души появились склонности к тем или иным греховным поступкам. Тело как машина, само по себе ничего не может делать: если машина стоит без водителя, то она не сигналит, не потребляет бензин, не едет по газонам, то есть виноват тот, кто ею управляет, а не она сама из-за того, что она существует. Машина может быть и несовершенной, то есть здоровый водитель может попасть в какую-то проблемную ситуацию, если неисправна машина. Здесь у человека примерно такая ситуация, когда и «водитель» болен, и «машина» поломана.

Поэтому Господь говорит о том, что мы все время должны заботиться о своем теле (чинить свою «машину»), но в конце концов тело будет утилизировано (пойдет в землю и будет в ней растворено, пойдет туда, откуда было взято), как и машина пойдет в утиль. А вот душу сдать в утиль, как машину, невозможно. Мы должны знать, что наше тело временное, уже обладает генетическими поломками, сродством с болезнью, все в нем уже работает не так, как было задумано Богом. Бог дал человеку пройти определенный жизненный искус, чтобы человек набрался опыта, прежде всего духовного, и понял, что без Бога жить невозможно.

Адам и Ева были изгнаны из рая, и тем самым им было дано время подумать; иначе они могли бы добраться до древа жизни и стать вечными. Дело в том, что наша жизнь как вспышка, но в нашем земном бытии она имеет какую-то продолжительность, которую чувствует наше тело, но для души она вообще неощутима. И очень хорошо начинаешь понимать тех людей, которые говорят: «Да, я старик (или старушка), но душа у меня молодая». Так обычно говорят люди, которые все время живут в Боге, не творят беззакония, понимают, что придет конец для тела, но не для души.

Многие люди ошибаются, когда думают, что будут жить в своих детях, а сами умрут. Это заблуждение, такие люди не знают о том, каково предназначение человеческой личности, это языческие остатки, рудименты, которые живут в человеке. Все это существует у нас сейчас потому, что мы неполноценны, мы не цельные. Бог создал первых людей цельными, Христос был цельным и явил Собой эту полноту, когда не имел потребности в грехе. А у каждого из нас есть потребность грешить, совершить личный грех, потому что первородный грех дает свои корни и такие вот «цветки».

– У каждой болезни есть первые симптомы. Как определить симптомы духовного заболевания?

– Очень вредно определять у себя симптомы болезни, даже физические, потому что все люди болеют болезнью третьего курса мединститута: когда студенты начинают изучать пропедевтику болезней (введение в курс внутренних болезней) и основы хирургии, то, прочитывая о терапевтических, хирургических болезнях, они начинают все это замечать у себя, поэтому это очень вредно – ставить себе самому диагноз, он всегда будет не объективным, а субъективным.

Человек находится в обществе, а мы знаем, что «село не стоит без праведника, а город без святого», поэтому в каждом селе или городе есть люди, которые живут в Боге, есть Святая Церковь, которая приводит нас своим учением и наставлением в Царство Божие, и люди должны понимать, что нужно приходить именно в эту врачебницу, как приходят лечиться в поликлинику или больницу при телесных заболеваниях. В духовной врачебнице (в церкви) с человеком проведет беседу священник или катехизатор. Катехизатор выступает здесь как младшая медсестра в больнице, дьякон как фельдшер, а священник как врач. Эти люди расскажут, что необходимо проверить свой внутренний духовный мир, насколько человек живет в Духе Святом – все это имеет специфические элементы обследования, которое проводится именно в храме Божием.

Поэтому самому себе ставить диагноз нельзя, другое дело, что мы сами можем регламентировать направление своей воли: делать нам плохое или не делать. Потому что каждый человек имеет совесть, и если он делает что-то беззаконное, противное закону Божьему, это претит его внутреннему состоянию, поэтому он не может просто так убить, или украсть, или совершить другие грехи, которые возопиют к Богу, такой человек понимает, что он делает что-то не то. Может быть, «технически» он может совершить такие грехи, но внутри что-то скребет, давит, не дает ему нормально существовать. Это и есть совесть – дар Божий, который заложен в каждом человеческом организме, это атрибут души.

Но дело в том, что человек – трехсоставное существо, душа есть и у растений (это жизненная сила), а у человека душа – это разум, который обладает волей, чувствами и имеет некую жизненную силу, которую мы не можем исследовать, понять и раскрыть, но мы знаем, что она есть. Чувства для нас субъективны, но объективно мы можем сказать, что они есть у каждого, а субъективно почувствовать, как они работают, человек может только на собственном опыте. Поэтому Господь дал каждой личности отдельное тело, и каждая личность имеет право распоряжаться своим телом так, как хочет, но Господь смотрит, какой вектор выбирает его душа, эта жизненная сила, наделенная разумом, волей и чувствами.

– Грех может быть заразительным. Как противостоять греховному влиянию со стороны?

– Ветхий и Новый Заветы наполнены рекомендациями, а также и Псалтирь: «Блажен тот человек, который не ходит на собрания нечестивцев, на путях грешных не стоит, не ожидает приближения греха, а удаляется от него». Священное Писание пропитано этими словами, этим духом и всегда говорит: «Убегай греха, беззакония, безбожия». Оно заставляет нас (не рекомендует, а заставляет) уходить от беззакония, как если бы человек знал, что использование определенных продуктов питания или предметов быта ведет к заражению какой-то болезнью. И поэтому знающий человек написал бы: «запрещено», «не трогать».

– То есть это самонадеянно: оставаться среди грешников и считать, что будешь чист?

– Абсолютно. Это такое состояние, как если бы незащищенный человек шел туда, где очень сильная радиация, и думал бы, что он такой сильный, что может противостоять ей. Мы несовершенные, находимся в этом уже поврежденном теле, греховном, которое призвано к разложению, поэтому радиация для нас страшна и нужны средства защиты. Мы просто не знаем, что такое духовная зараза, а все святые говорят: «Убегай от греха, от тех людей, которые заражены каким-то пороком, духовной заразой, убегай от сплетников». Нигде на страницах Священного Писания мы не найдем призывов общаться со сплетниками или блудницами, ворами и беззаконниками, потому что Господь прямо говорит уходить от этого. Мы должны знать это правило, и если видим какой-то грех, беззаконие, то должны помолиться за душу этого человека. У таких людей тело часто бывает побиваемо, убиваемо, но надо помолиться за их душу, которую нельзя убить. Видя наше отношение к такому явлению, Господь может простить нам множество грехов. Поэтому грех беззакония мы должны от себя отсекать, отстраняться от него и забыть дорогу туда, где он находится.

– Физические болезни появляются в силу разных условий: плохое питание, чрезмерные нагрузки, экология…

– …курение, пьянство, наркомания. У нас почему-то об этом не любят говорить, но надо подчеркивать, что у курящих очень часто рождаются уродливые дети, потому что никотин и продукты сгорания табачного дыма приводят к мутациям. У алкоголиков рождаются уродливые дети, потому что продукты распада этилового спирта тоже приводят к мутациям, у наркоманов рождаются неполноценные дети, потому что изменения, которые происходят вследствие употребления наркотических средств, особенно последнего поколения, способны приводить к рождению уродов и физически неполноценных людей. Об этом надо часто говорить и напоминать людям. Про экологию все понятно, мы также должны избегать ее вредного влияния, не должны жить на «мусорке», грязно питаться, мы должны оберегать свое тело, соблюдать гигиену, но должны помнить, что болезнь нашего времени – это вышеперечисленные пороки (курение, алкоголизм, наркомания).

– А если перевести на язык духовного здоровья, какие условия являются причинами духовных болезней?

– Основная причина – бездуховность, потому что бывает так, что у верующих родителей, которые в третьем поколении ходят в храм Божий, рождаются дети, становящиеся наркоманами, и праведность всего их рода, получается, идет насмарку. Этим подчеркивается, что душа у человека очищается только личным крещением, и необходимо над каждой личностью проводить это таинство, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы должны знать, что мы неполноценные люди (хочется нам это признавать или нет) как с душевной, так и с физической точки зрения. Мы все время нуждаемся в Боге, в Духе Святом, мы должны заполнять свой внутренний сосуд Духом Святым, потому что апостол говорит: «Все вы сосуды Духа Святого, Его храмы, в которых Он должен обитать». Если в этом сосуде не обитает Святой Дух, то «свято место пусто не бывает» – туда заселяются духи злобы поднебесной, которые хотят, чтобы богоподобный образ человека был в грязи и далек от Бога, вот они и уловляют человека, который не заботится о своей душе, и стаскивают его в ад.

Если мир во зле лежит, мы должны этого мира остерегаться, должны быть водимыми Духом Святым, должны просить Бога, чтобы Он помог нам найти путь спасения и избавиться от греховности. Полностью от нее избавиться сейчас, в этом теле, невозможно, но мы можем иметь стремление избегать наростов греховной коросты, брать палочку покаяния и сбивать со своей души эти наросты, чтобы они не мешали нам жить в этом мире. Поэтому у Церкви есть посты, Таинства покаяния, соборования.

Часто люди думают, что при соборовании им прощаются все грехи. Да, с духовной точки зрения потенциал к прощению есть, но очень многое зависит от самого человека: от его воли, разума, стремления и духовных чувств. Если человек только на языке хочет от них избавиться, то ничего не получится. Если же будет стремиться к этому, то Господь все сделает, чтобы ему помочь. Но мы должны знать, что живем на земле, где набираемся определенного опыта. Мы очень часто любим ссылаться: «Вот, соседка не болеет, прекрасно живет», – не надо этого делать, мы должны смотреть внутрь себя, в свое сердце и свою душу, чтобы знать, не сделали ли мы того, что претит Божией воле, законам благодати, которая может присутствовать только тогда и там, когда и где человек в ней нуждается. Не будет же электрическая энергия существовать там, где нет в ней нужды, если человек не протянет провода, не купит лампочки, хотя в природе эта энергия растворена и ее можно получить различными путями.

У нас не будет концентрированной благодати, если мы ничего не делаем, чтобы ее получить. Она есть, но ее надо концентрировать и применить к себе постом, молитвой. Христос сказал нам, как это все сделать, но когда мы читаем Священное Писание, то воспринимаем слова либо как очень святые, которые не укладываются в нашем сердце и уме (мы думаем, что это такие святые слова, что мы ничего не можем сделать, чтобы следовать им), либо думаем, что это настолько обыденные слова, что их и применять не стоит: сказаны они давно, а мы сейчас живем в другом обществе и при другой политической ситуации (и даже магнитные бури на нас влияют), поэтому исполнять их не надо. Смотришь на отношение человека к своему духовному состоянию и удивляешься, на что он надеется. Каждый человек может жить в Духе Святом, тот, который нуждается в Нем. И когда ты это видишь, думаешь: «Господи, хорошо, что я там (в миру) не живу, защити меня, помоги мне и дай мне силы помочь тому, кто обратится и будет в этом нуждаться».

Окончание

Беседы с батюшкой. Приметы и суеверия

Беседы с батюшкой. История родного храма

На главную страницу сайта - Семья и Вера