Таинство Исповеди

Как лучше исповедоваться, по листочку или по памяти?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

“Я видел, что в храме на исповедь одни люди подходят с записочками и по ним читают свои грехи, а другие просто так говорят, а как правильно? – спрашивает один православный человек. – Для чего бывает сподручна записка? В каких случаях, чтение грехов по записке становится для нас не полезно? Что еще имеет в Исповеди важное значение? Для чего мы идем на Покаяние?

Вот говорят: это – грех, то – грех. Насчет убийства, например, я не спорю, а вот почему, как я слышал, красить могильные ограды в високосный год – грех? Есть ли какие-то признаки, по которым можно узнать, что – грех, а что – нет? Какого классическое определение греха?”

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

«Может быть, повторюсь, но скажу, главное условие правильной исповеди – это ее искренность. Если записочки этому способствуют – значит, они полезны и правильны, если мешают – соответственно, вредны.

Для чего бывает сподручна записка? Для полной и точной исповеди. Многие приходящие на исповедь люди, особенно непривычные к этому делу, часто теряются. Пока стоишь, ожидая своей очереди, в уме неоднократно «прокручиваются» грехи, о которых нужно упомянуть на исповеди. Но когда встал перед Крестом и Евангелием, -все мысли разбежались, и значительная часть грехов, требующих раскаяния, выпала из головы. Это естественно.

Грех паразитирует на нашей душе, и как только чувствует приближение исповеди, опасность быть раздавленным, он прячется в закоулках сознания, подобно тому, как разбегаются по щелям тараканы, если внезапно включить свет в помещении, где они хозяйничают. В этом случае, записка помогает заранее продумать, осмыслить исповедь, сделать ее полной, не упустить ничего из того, что требуется подвергнуть очистительному действию Таинства Покаяния.

протоиерей Александр ЛебедевВредной записка с грехами становится, если исключает или ослабляет покаянный труд души. Если по ней (по записке) человек зачитывает, часто – торопливо, перечень грехов, как отчет о проделанной работе. Выбор между стремлением ничего не упустить на исповеди и стремлением искренне попереживать о содеянном, должен быть сделан, по-моему, в пользу душевных переживаний. Милость Божия изливается все же на сокрушенное и смиренное сердце (см. Пс. 50, 19), а не на подытоживающий греховную деятельность, рассудок.

Кстати будет дополнить ответ замечанием, что в исповеди имеет значение и то, в какие слова облекается именование того или иного греха. Слова должны открывать, обнажать, а не конфузливо скрывать грех.

Уж если приносится покаяние во лжи, то пусть это будет ложь, а не неправдоглаголание, если болтливость, то – болтливость, а не многоглаголание. А то со всем этим стремлением придать своему греху неотталкивающее церковнославянское звучание, убийцы начнут каяться в человекозарезании. За всем этим стоит какое-то странное желание выглядеть получше в глазах исповедующего, сгладить свою вину, изобразить грех менее значительным, чем он есть. Чтобы такого не допускать, нужно перед исповедью себе напоминать, для чего ты идешь на покаяние: чтобы каяться или чтобы оправдываться?

 – Вот говорят: это – грех, то – грех. Насчет убийства, например, я не спорю, а вот почему, как я слышал, красить могильные ограды в високосный год – грех? Есть ли какие-то признаки, по которым можно узнать, что – грех, а что – нет?

– Признаки такие есть, самый яркий – это наша совесть. Если она не спокойна – значит, есть опасность греха. Потому, кстати, она и называется совестью, соведанием, что благодаря ей, человек ведает, что творит, понимает, по-божески он поступает, или нет.

Однако известно, что совесть поддается приручению, и может молчать тогда, когда должна тревожить, и наоборот (что происходит реже) –  найти повод для сомнения там, где его нет.

Поэтому совесть нужно проверять по Евангелию – читать его чаще и спрашивать себя: а так ли я живу, как нам Христос заповедал?

Чтением Евангелия со временем у человека вырабатывается особое нравственное чутье, благодаря которому можно, не вдаваясь в глубокий анализ головоломной ситуации, определять ее (ситуации) нравственный заряд – положительный или отрицательный. Ведь для того, чтобы узнать, испортилась пища или нет, не обязательно отдавать ее на экспертизу – достаточно просто понюхать. Подобным образом помогает человеку и нравственное чутье.

Что касается могильных оград… Здесь мы сталкиваемся с суеверием. Главная отличительная черта суеверия – его нелогичность, бессмысленность. Ну, в самом деле, почему нельзя красить оградки в високосный год? Есть этому какое-либо объяснение? Очень сомневаюсь.

В запретах же, если они налагаются на человека Церковью, всегда есть смысл, и всегда он восходит к ключевому моменту – соответствию наших поступков воле Божией. Классическое определение греха, кстати, так и звучит – нарушение воли Божией. Так что в следующий раз, когда придется столкнуться с утверждением, подобным упомянутому високосногодному запрету, прибегнем к излюбленному детскому вопросу: «А почему?»

Окончание, конец

Как нужно каяться – подробно или кратко?

Надо ли исповедоваться еще раз, если я сомневаюсь, что грех мой прощен?

Рубрика - Вопросы священнику

На главную страницу сайта