Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Во дни Рождественского поста мы должны не просто соблюдать постную диету, но и духовным трудом ослабить в себе греховные страсти, которые мешают нам духовно возрастать.
Перед Вами первая часть интервью с епископом Обуховским Ионой (Черепановым), в котором владыка рассказал о самом главном делании во дни Рождественского поста.
Рождественский пост: о главном
— Владыка, Великий пост кардинально меняет жизнь христианина буквально с первых дней: особые богослужения, строгие ограничения в пище. Рождественский пост такой же длинный, но не настолько суровый. Но все же – как проходит он в условиях монастыря? Чем лично для Вас он знаменателен?
— Монастырь, если можно так сказать, удобен тем, что здесь не задумываешься — когда постный день, а когда не постный. Мирянину же нужно постоянно для себя фиксировать: «Так, сегодня среда или пятница – не буду есть мясного или молочного…» А в монастыре все адаптировано для нужд монашествующих: есть монах-келарь, отвечающий за трапезу, он и следит, чтобы в постные дни поставлялась постная пища. Поэтому просто приходишь и вкушаешь то, что приготовлено. Так что с кулинарной точки зрения Рождественский пост начинается в монастыре незаметно — со стола исчезают некоторые продукты, и всё.
Вообще любой пост — это, в первую очередь, время духовной подготовки к какому-либо значимому событию в жизни Церкви: к таким великим праздникам, как Пасха или Рождество, Успение или день памяти святых апостолов Петра и Павла. И правильнее всего рассматривать посты именно в таком контексте. А у нас, к сожалению, если набрать в поисковике слова «Рождественский пост», основная масса найденных текстов будет касаться кулинарных рецептов и рассуждений о том, что можно готовить в пост, а чего нельзя.
В Рождественском посту мне больше всего нравятся последние его дни — когда в храме поются предрождественские трипеснцы. Они очень красивые, возвышенные, настраивающие нас на трепетное ожидание грядущего праздника. Поэтому я всегда советую: если есть возможность, посещайте те богослужения, на которых совершается повечерие с чтением рождественских трипеснцев.
— Если рассматривать пост, как Вы сказали, в духовном контексте — как понять, что делаешь всё как надо, что постишься правильно?
— Знаете, это будет самый трагический момент в нашей жизни — когда мы поймем, что постимся правильно или вообще что-то в духовном отношении делаем правильно.
К себе и к своему духовному деланию необходимо иметь очень критичное отношение, потому что если наступает какое-то самоуспокоение — «наконец-то я сделал то, что нужно было сделать», это прекращает всякую возможность дальнейшего духовного роста.
Нужно понимать, что своими силами исполнить все правила, все установления — невозможно. Апостол Павел призывал нас: «Братия, подобными мне бывайте, как я Христу». К этому состоянию нужно стремиться всю жизнь. А если мы пребываем в самоуспокоении и осознании, что всё делаем правильно, то это должно нас, по крайней мере, насторожить.
— Каким должно быть устроение души во время поста?
— В Псалтыри читаем: «Жертва Богу — дух сокрушен». Пост, в первую очередь, — это сокрушение духа, смиренного о себе понятия, понятия того, что без Христа мы даже чуть-чуть не сможем приподняться над землей. Поэтому постом нужно стремиться к сокрушенному состоянию — к состоянию плача о наших грехах.
Не только Великий пост – время покаяния, особого отношения к своей духовной жизни. Собственно, любой пост призывает нас максимально сосредоточиться, чтобы достойно подготовиться к встрече великого праздника.
— Часто говорят, что в пост нужно поставить себе задачу избавиться от какой-нибудь одной мелкой страсти или греховного проявления и работать над этим. А что если не получается? Если такие страсти, как гнев или лень, не отпускают, не ослабевают — как в этом случае не отчаиваться?
— Действительно, многие из опытных священнослужителей советуют во время поста не браться сразу за делание всех добродетелей, за уклонение от всех грехов — потому что если побежать за двумя зайцами, то ни одного не поймаешь. Нужно сосредоточиться на той страсти, которая больше всего мешает жить нам во Христе.
И не стоит расстраиваться, если не получается в 10-ти из 10-ти случаев сдержаться от гнева, осуждения, празднословия, злословия или от каких-либо иных грехов. Если научимся хотя бы в 1-м случае из 10-ти успевать «тормозить», успевать «уклониться от зла и сотворить благо», как сказано в Псалтыри, это уже будет шаг вперед, шаг ко Христу, шаг по ступеньке, которая ведет на Небо. Сначала 1 раз из 10-ти получится воздержаться от греха, потом уже в двух случаях…
При этом, конечно, нужно обязательно призывать на помощь благодать Божью. Только по благодати Божьей мы можем стать лучше, измениться, приблизиться к нашему Господу.
В любом случае, нужно трудиться. Как говорится, дорогу осилит идущий, а если не идти совсем, то тогда мы никак к Господу не приблизимся.
25-й день Рождественского поста. Духовное чтение
Рождественский пост – наставление
Здравствуйте!Скоро Рождественский пост, я-кормящая мама (ребеночку 3 месяца),как мне правильно соблюдать пост,какие ограничения должны быть в посту телесном? с рождения малыша и до сих пор успеваю читать только Серафимово правило, может быть во время поста попробовать вычитывать утренннее и вечернее правило?Хотела еще взять благословение на чтение акафиста Луке Крымскому во время поста…
Здравствуйте, Елена!
Для кормящих и беременных делаются послабления в пост, но меру тоже надо знать, правда, каждый эту меру выполняет по-разному. Кто-то перед причастием во время поста один день отказывается от мяса, другие вообще ничего скоромного накануне не употребляют, главное, не забывать о своем здоровье и о здоровье малыша. Телесный пост – это помощь посту духовному. Главное в церковных постах – это духовное воздержание от страстей и борьба с ними. В посту нужно больше молиться, и если Вы будете молиться полным вычитыванием утренних и вечерних правил, Вашей душе это принесет только пользу.
С Богом!