Фильм об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Говорят, были времена, когда жили на земле чудотворцы и великие молитвенники за православный народ. Но это было очень и очень давно…
Так говорят те, кто не соприкасался с великой благодатью, почивавшей (и почивающей) на нашем современнике – архимандрите Иоанне (Крестьянкине)!
О, насколько велика была его любовь и высока святость, знает только Сам Господь, и чуть-чуть те, кто имел счастье общаться с любвеобильным батюшкой!..
5 февраля 2006 года архимандрит Иоанн отошел в духовный мир, где продолжает жить и взирать на каждого человека, обращающегося к нему за поддержкой. Каждый желающим может соприкоснутся с благодатной теплотой батюшки, щедро исходей от его святой могилки!
Ниже мы прилагаем документальный фильм, снятый к 10-летию кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Праведники во веки живут
– Отец Иоанн приехал в день преподобномученика Корнилия в 1967 году. Отец Алипий привел отца в эту келью. Конечно, она была не такая. Отец Иоанн устраивал эту келью. И произнес пророческие слова: «Отсюда тебя выносить будут». В принципе, что и произошло. Может быть, отец Иоанн был человек дисциплинированный, и, наверное, он принял эти слова, как послушание, – говорит благочинный архимандрит Филарет (Кольцов).
– День у него начинался в 5 часов утра. В 5 утра он должен был встать, к 6 часам идти на братский молебен. А потом он в келью возвращался только около часа. Потому что он стоял службу, а после службы он разговаривал с людьми. А в храме и по дороге до самого корпуса его сопровождала толпа людей, которым нужно было ему задать какие-то вопросы. Он все время был в толпе, – говорит келейница отца Иоанна (Крестьянкина) Татьяна Сергеевна Смирнова.
– Его можно сравнивать с отцом Иоанном Кронштадтским. Потому что за отцом Иоанном толпы ходили. За нашим батюшкой тоже толпы ходили. Где бы он ни появлялся – толпа, – говорит игумен Антоний (Щукин).
– Скорый поезд со всеми остановками. Он был очень шустрый. Бегал, – говорит Татьяна Сергеевна Смирнова.
– Масса народа ждет здесь у входа в корпус. Если отец Иоанн только появился, – все к нему, – говорит игумен Антоний (Щукин).
– Очень интересный момент. Батюшка бежит, опаздывает на службу. «Опаздываю-опаздываю». Пробежал мимо, а душа-то не спокойна – как же, пробежал мимо человека, а у него может проблема. Поворачивается: «Ну, что у тебя там?» Она подскакивает, еще не открыла рот, а он ей уже отвечает на ее вопрос, – говорит Татьяна Сергеевна Смирнова.
– Бог управляет миром. Рассуди, как тебе поступить в той или иной ситуации. Но этого еще мало. Проверь совесть свою совестью близкого человека. Будь-то духовник, в семейной жизни – муж и жена, дети, возможно. И тогда только будет принято правильное решение, смиренное решение, которое откроет нам волю Божью о нас. Дай, Господи, чтобы мы все, почитатели, помнили завет отца Иоанна: «Вера в Промысл Божий, и рассуждение с советом». Это главное в духовной жизни, – говорит наместник архимандрит Тихон (Секретарев).
– Иногда ему говорили: «Батюшка, за что мне такое?» А он все время говорит: «Деточка, да ни «за что», а «зачем». А затем, чтобы ты на себя немножко повнимательней посмотрела». Вот я вам сейчас расскажу историю. Пришла женщина, я выхожу к ней. Я вижу – на ней лица нет. Такое ощущение, что ее уже смерть коснулась. Вот такое лицо. Ну, она мне несколько слов сказала, а я думаю: как он будет ее утешать? Подхожу к нему и говорю: «Батюшка, вот…» И кратко ему говорю. А он: «Давай-давай ее скорее сюда». Он садится на диван, а рядом посадил ее. Устремился к ее уху и говорит: «Матушка, ведь если бы этого не случилось, ты бы за ручку церковной двери не подержалась». Нужно было через то горе переступить, которое она переживала. Дочка девяти лет бросилась с десятого этажа и написала ей записочку: «Мамочка, ты меня больше никогда ругать не будешь». А причина такая. Она выбивается из сил и одевает ее как куклу, чтобы она была не хуже других. Она ей только купила какие-то кроссовки, а она их тут же порвала. Ну, она и сказала: «Ну, что же ты?» Вот причина. И вот он с ней начал разговаривать. И знаете, пошла другим человеком. Какие-то проблески жизни в лице появились. А он ей говорит: «Матушка, с вашей дочери спроса нет. Она ребенок, которому ничего кроме тапочек модных не было дано ничего. А вам сейчас дается понятие о жизни. Вот сейчас вся эта ситуация дает вам понятие о жизни и приоритетах, что в жизни важно. И теперь ваша дочь вас поведет по жизни до конца ваших дней. За руку вас поведет. И вы будете поминать ее само собой, и себя рядом с ней всегда». Вот такие разговоры были. Разговоры, которые, конечно, производят впечатление очень сильное, – говорит Татьяна Сергеевна Смирнова.
– Это такое было водительство духовное, это такая красота от батюшки. Но это еще и был дар Божий, дар рассуждения. Он ведь отвечал за душу и за тело человека. Это какая была ответственность. Приходили люди, которым нужно было делать срочно операцию. Консилиум врачей говорил: «Надо делать». А батюшка говорит: «Нет, умрет». И отменяли операцию. Были случаи, когда батюшка говорил, что не надо делать, а делали все равно, то человек умирал. Понимаете, какая ответственность, – говорит игумен Антоний (Щукин).
– У отца Иоанна была такая особенность: если у него кто-то что-то спрашивал, он никогда не говорил наобум. Он всегда старался волю Божью узнать, молился за человека. Причем мог долго молиться. Иногда он ее сразу знал, может быть. А иногда ему нужно было прямо молиться по-настоящему. И когда он узнавал, сообщал эту волю Божью человеку, но если человек не поступал по его слову, по воле Божьей, отец Иоанн мог с ним вообще отношения прекратить. То есть, больше не отвечать на вопросы. Вот я такое знаю тоже, – говорит игумен Августин (Заярный).
– Прощал безгранично. Мог простить. Ну, очевидно, когда чувствовал, что у человека есть осознание какое-то. Хотя бы мизерное осознание, что ты не то делаешь, что ты виноват, – говорит Татьяна Сергеевна Смирнова.
– Он никогда не навязывал своей воли. Вот что в нем было уникально – никогда не навязывал своей воли. Он говорил: «Ну, поступайте, как знаете», «Ну, делай, как знаешь». Он давал совет, он давал книги, он давал тебе время на раздумье и помолиться. Что-то ты воспринимал, а что-то ты не воспринимал, потому что не мог с этим смириться, – говорит игумен Антоний (Щукин).
– И обязательно причина была в тебе. Во всех случаях, что бы ни случилось. Ни архиерей не виноват, ни наместник, ни благочинный. Никто не виноват. А виноват сам. Вот он обязательно находил. Вот надо искать причину в себе. Не в ком-то в стороне. Никто не виноват, а виноват всегда человек сам. Вот это удивительно было, – говорит благочинный архимандрит Филарет (Кольцов).
– То есть, у него был, мне кажется, такой принцип: если человек не спрашивает, то никогда не скажет ничего. Это не только его принцип, это вообще принцип настоящих духовных людей, – говорит игумен Августин (Заярный).
– Хульные мысли у моих прихожан есть. Плохие мысли. Как избавится моим прихожанам от хульных мыслей?
– Ох ты, Господи, Боже мой. Да не допускать их, – говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
– В отце Иоанне, при всей его глубине, был такая простота общения, что вроде бы он ничего особого-то и не говорил. И когда ты с ним общался, в алтаре допустим, то чувствовал просто, что от него исходит энергия любви, которая все покрывает. Он как бы к себе притягивал, и ко Христу, и поэтому говорить практически ничего не надо было. Просто нужно было рядом стоять, молиться, впитывать вот эту энергию, которая через батюшку проходила. Вот такое мое личное переживание. Присутствие Бога в присутствии отца Иоанна, – говорит иеродиакон Никон (Горохов).
– Он был настолько человеком любвеобильным, то есть, он настолько вас любил, когда он с вами разговаривал, что вам было вообще не по себе. Я помню, он изливает эту любовь, а ты не знаешь, как реагировать. Потому что, он же тебе не папа, и тебе не 5 лет. И не дедушка твой. Он старец, он человек авторитетный, и при этом он настолько к тебе с такой любовью. Жизнь за тебя отдаст, понимаете? И вот настолько он рад тому, что ты есть вообще, со всеми твоими грехами. И ты иногда думаешь: «Господи, настолько у меня грехов много. Отец Иоанн, наверное, не знает просто. Если бы он знал, он бы, конечно, ко мне так бы не относился», – говорит игумен Августин (Заярный).
Семейные наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – 1 часть
Семейные наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – 2 часть