Федоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери. Церковный календарь 29 августа

 Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

27 марта и 29 августа совершается празднование иконы Божией Матери, именуемой “Феодоровская”. Именно сим образом Царицы Небесной был благословлен на Российское царство юный Михаил Романов. И с тех пор сия икона занимала особое место в иконостасе царей Романовых.

Пред иконой Божией Матери “Феодоровская” молятся о сохранении мира в нашем отечестве, испрашивают покровительства в семейной жизни, молятся о даровании чад и успешных родах, а также обращаются к Божией Матери с просьбой об исцелении различных болезней.

Назидательное чтение, заглавие

По материалам передачи “Церковный календарь” православного телеканала “Союз”.
Беседу проводит диакон Михаил Кудрявцев

Братья и сестры, сегодня снова говорим о Божией Матери, и в частности о Ее иконе, именуемой «Феодоровская».  Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца, позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав, или в крещении Феодор, ставший великим князем Владимирским, после гибели святого Юрия в битве с татарами на реке Сити в 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира. А оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Феодор оставил о себе значительную память в русской истории. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 годах татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Им были основаны в честь своего покровителя: Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После смерти святого благоверного князя 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре, на память о нем икона была взята его младшим братом Василием.

Феодоровская икона БогородицыВасилий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава, или Феодора Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца, пяти лет от роду, он стал князем костромского удела, наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения были заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели епископа Владимирского Митрофана (при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года) Владимирская епархия долгие годы оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии во Владимире состоялся большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (из Печерских игуменов), совершенная митрополитом Кириллом III и собором русских святителей. Одной из главных задач Собора было возрождение русской церковной письменности.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были освящены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

Феодоровская икона двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Шли века, но и теперь мы обращаемся к Деве Марии, стоя перед Ее образами, написанными по образу той самой Феодоровской иконы. И Богородица слышит нас и ходатайствует за нас перед Своим Сыном и Господом нашим и Спасителем.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Феодоровская икона Богородицы

Акафист пред иконой Божией Матери “Феодоровская”

На главную страницу сайта