Проповедь средствами киноискусства

К познавательному просмотру (и прочтению) предлагаем очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал благочинный церквей г. Новосибирска, настоятель собора во имя святого Александра Невского, лауреат премии МВД в области киноискусства, сценарист, продюсер, кинорежиссер протоиерей Александр Новопашин.

Тема телепередачи: Проповедь средствами киноискусства.

– Отец Александр, очень интересно, как Вы совмещаете священническое служение с работой продюсера, сценариста, режиссера. Как Вам это удается и не мешает ли одно другому?

– По благословению священноначалия все возможно, а с помощью Божьей решаются любые проблемы, даже самые, казалось бы, невозможные. Мне часто приходится слышать вопрос о том, как священнослужение может сочетаться с работой в кинематографе или, скорее, даже с тем, что мы снимаем игровое кино. Дело в том, что начинал я в свое время с документального кино, а в дальнейшем – в силу необходимости подачи материала в игровом исполнении – пришлось снимать игровое кино.

Первый фильм, который был создан по благословению нашего правящего архиерея высокопреосвященнейшего митрополита Тихона, – фильм «Меня это не касается». Он был снят по заказу генеральной службы Госнаркоконтроля Российской Федерации. А поскольку в нашей епархии достаточно большой опыт работы с наркозависимыми (у нас несколько реабилитационных центров, мужских и женских, и мне приходится работать с наркозависимыми), то при написании сценария недостачи в материале не было. Вначале была идея создать документальный фильм, один из многих, тем более что опыт в этом направлении уже был, но, подумав некоторое время, я решил, что надо подать материал в игровом формате, чтобы смотреть его было интересно молодежи. Безусловно, документальное кино имеет право на существование, оно интересно, я им занимался, но, к сожалению, молодежь не всегда любит документальное кино. Лучше подать в игровом формате, в стиле экшн, чтобы привлечь ее внимание, поговорить на определенную тему, от которой болит лично мое сердце и сердце многих людей, сталкивающихся с проблемой наркомании. Таким образом появился фильм под названием «Меня это не касается», который прошел фактически по всем регионам страны, был показан за рубежом, получил два десятка кинонаград здесь и за рубежом.

В дальнейшем этот фильм заметило Главное управление противодействия экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации и обратилось к нашему владыке с просьбой создать подобное произведение на тему агрессии и экстремизма в молодежной среде, на тему сект, на тему терроризма. И этой темой я занимаюсь достаточно давно – более 25 лет, не только изучением деятельности тоталитарных сект, но и помощью попавшим в их цепкий капкан. Наши сотрудники за четверть века помогли выйти из сектантской зависимости более чем двум тысячам человек. Поэтому опять же при написании сценария по заказу МВД недостатка в материале не было. Был создан сценарий на основе реальных историй, и мы приступили к съемкам кинокартины под названием «Рядом с нами». Собственно, это фильм об ответственности человека за свой жизненный выбор. Фильм как приглашение к разговору. Фильм как предмет для обсуждения.

Здесь мы переходим к ответу на вопрос о том, как и для чего я занимаюсь кинематографом. Кинематограф сам по себе инструмент не хороший и не плохой. Но сегодня он преимущественно является оружием массового поражения: мы видим, что он растлевает души. Но это только инструмент, как, например, с помощью молотка можно построить дом, а можно нанести человеку увечье, сам по себе молоток не плох и не хорош. Почему бы не взять кинематограф как инструмент и не попытаться направить его на оборону наших душ, на защиту нашего Отечества, на просвещение?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно говорил о поисках новых форм миссии, внешней миссии – когда мы выходим за порог храма. В нашей епархии действует корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный», который по Оби посещает удаленные населенные пункты, не только со священниками-катехизаторами, но и с врачами, творческими коллективами. Точно так же действует железнодорожный состав из двенадцати вагонов – как миссионерский проект «За духовное возрождение Отечества»: вагон-церковь во имя святителя Николая Чудотворца, вагоны диагностической аппаратуры с врачами. Поезд ходит по Сибири несколько раз в год с целью просвещения и оказания духовной, нравственной и медицинской помощи – диагностирования заболеваний.

И один из дополнительных проектов – кинематограф, который направлен на миссионерские цели. Ведь с помощью фильма мы можем обратиться к очень обширной аудитории; с ней можно поговорить на темы, о которых действительно болит наше сердце, о таких социальных язвах, как наркомания, сектантство, экстремизм, терроризм и многие другие. Мы снимаем не коммерческое кино, а остросоциальные кинокартины. И главная наша задача, когда мы транслируем фильм по телеканалам или посещаем различные села и города нашего Отечества, – не просто показ фильма, а беседа с аудиторией после его просмотра.

Зрители остаются в зале и задают вопросы создателям кинокартины, тем, кто представляет фильм. И, судя по качеству задаваемых вопросов, можно сказать, что все же мы достигли тех целей, которые перед собой ставили. В основном спрашивают не о том, с какими трудностями мы столкнулись, приступив к съемкам фильма, какие сложности были на площадке. Задают вопросы такого характера: что делать, если твой близкий попал в такую же ситуацию? И мы начинаем вместе с залом разбирать историю, которую посмотрели на экране, возможные схемы выхода человека и помощи тому, кто оказался примерно в такой же ситуации. Я считаю, что это очень важно и эффективно.

– Может быть, есть какие-то конкретные примеры, когда такой живой интерес что-то изменил в жизни человека? Или, может быть, есть такие примеры в связи с Вашим предыдущим фильмом, потому что после него прошло больше времени и уже можно видеть плоды?

– Мой дебют в игровом кино – фильм «Меня это не касается». Надо сказать, что его можно найти в хорошем качестве в Интернете. Я вдруг вспомнил о нем после окончания съемок последней кинокартины, зашел в Интернет, набрал название и посмотрел, смотрят ли его. И увидел много-много ссылок на лектории, семинары, масштабные антинаркотические мероприятия, на которых этот фильм был показан. Идет живое обсуждение: школьники, гимназисты, студенты пишут свои мнения или даже сочинения на тему этого фильма – это же прекрасно.

Надо сказать, что я тоже проехал с этой картиной по достаточному количеству регионов. Я запомнил одного молодого человека, который отозвал меня после просмотра и прошептал мне на ухо: «Это фильм про меня, про мою судьбу, то, что я увидел в фильме, – это точно, это от и до снято про меня». Я считаю, что если эта картина востребована, если ею пользуются как профилактическим инструментом в работе противодействия наркотизации общества, – это победа.

Точно так же и с последней картиной. Здесь, конечно, после окончания съемок прошел небольшой период, но фильм получил полтора десятка наград на различных кинофестивалях, не только в России, но и за рубежом. В сентябре я был в Болгарии на кинофестивале «Славянская сказка», где фильм получил награду за режиссуру. Актриса – моя дочь Анастасия, сыгравшая главную роль в фильме, получила награду «За лучшую женскую роль». На международном кинофестивале в Феодосии фильм точно так же получил награду «За лучший игровой фильм» и Анастасия – «За лучшую женскую роль». На международном кинофестивале в Сербии фильм получил приз зрительских симпатий, и по решению международного жюри ему присвоена первая премия в номинации «Игровое кино». Это оценки эстетического, художественного, культурного уровня. То, что фильм востребован, показывают звонки из регионов, когда приглашают с фильмом или просят разрешения на прокат, поскольку я снял его на деньги, которые собирал, ходя с протянутой рукой, и являюсь правообладателем и даю разрешение на показы этой кинокартины. С ней работают – это большое счастье для человека, который его создал. Это востребовано, и это самое главное.

– Вы сказали, что фильм не коммерческий. Расскажите о финансовых сложностях, с которыми Вы столкнулись.

– Это все действительно оказалось достаточно тяжело, потому что снимать кинофильм без денег – это из области фантастики. Потому что всегда платишь здоровьем, нервами и т.д. Аппаратуру нужно или приобретать, или арендовать; платить за свет, за транспорт – накладных расходов огромное количество. Низкий поклон всем киноактерам, которые снимались в нашем фильме. А снимались востребованные, популярные актеры. В том числе хочу сказать нашим телезрителям, что Вы, ведущий нашей передачи Денис Береснев, сыграли в моем фильме одну из главных ролей – обаятельного негодяя, который сам заблудился и людей вовлекает в секту, то есть это профессиональный вербовщик, злодей. Вы справились с этой ролью великолепно, и я благодарю Вас за то, что Вы согласились сняться в моем фильме.

Все актеры, имея твердую гражданскую позицию, будучи православными воцерковленными христианами, снимались в нашем фильме безвозмездно, что, естественно, снизило стоимость производства кинокартины. Но, естественно, не удалось избежать серьезных расходов. Пришлось выступать в несвойственной мне роли продюсера, когда человек ходит с протянутой рукой и просит средства на создание кинопроекта. Благодаря доброхотным жертвователям, благотворителям (как сейчас говорят, спонсорам) удалось собрать определенную сумму, которая покрыла хотя бы какие-то технические расходы.

Я знаю о том, что телеканал «Союз» также испытывает очень серьезные финансовые затруднения. Насколько мне известно, есть ряд долгов, затрудняющих работу в эфире, и, если Вы позволите, я хотел бы обратиться к зрителям. Кто неравнодушен к этому телеканалу, кто считает важным то, что создается в этой телепрограмме, пожалуйста, если есть возможность, желание, окажите ему финансовую помощь. Пожалуйста, обратитесь к своим близким, у вас есть связи, знакомства, сделайте все, чтобы этот телеканал продолжал свою работу и не закрылся.

Так работали и мы.

– Можно сказать, средства вы собирали всем миром?

– Да, всем миром. А иначе невозможно. Я уже сказал, что у меня был опыт создания документальных фильмов, это был второй игровой фильм полного метра. Но и на первую, и на вторую картину денег, к сожалению, не нашлось. В стране кризис, не все так просто, заказ есть, желание создать фильм есть, но денег нет. Осознавая значимость проекта и его возможности в дальнейшем при использовании в работе по профилактике экстремизма и терроризма, деятельности различных деструктивных организаций, которые мы называем сектами, пришлось крутиться как только можно и обращаться за помощью к людям. Только так – только всем миром. Или, как мы говорим в Церкви, соборно – собравшись в один кулак – можно пробить стену на пути к нашей цели.

– О ситуации в российском кинематографе сейчас принято говорить в негативном ключе. Как Вы думаете, есть ли какая-то надежда на лучшее? И если есть, в каком направлении должен развиваться кинематограф?

– Действительно, когда мы смотрим на кино- или телеэкран, в основном возникает ощущение какой-то безысходности и мрака, потому что, как правило, в основном это передачи и фильмы, которые оставляют негативное чувство. Становится очень неприятно, грязно на душе после их просмотра, поэтому смотреть не хочется. Но это не значит, что не создаются хорошие кинофильмы. Этим летом я был приглашен в качестве члена жюри на светский кинофестиваль нравственного кино, который называют Шукшинским и девизом которого являются слова Василия Макаровича Шукшина «Нравственность есть правда». Председателем жюри был Виктор Иванович Мережко, наш легендарный кинодраматург, мой друг (и как он в свое время сказал, я его ученик, поэтому я о нем говорю как о своем учителе сценарного искусства).

Мы работали над теми фильмами, которые были отобраны в основной конкурс, и гран-при Шукшинского фестиваля достался фильму под названием «Золотая рыбка», режиссер его – замечательный актер и режиссер Александр Галибин. В Интернете фильм можно посмотреть в хорошем качестве. Это замечательное, душевное кино. Такое, какое снимали в советское время. История драматичная, пронзительная – о детях, которые после войны оказались в непростой жизненной ситуации. Потрясающая работа. Дети играют замечательно. Великолепная режиссура.

Это говорит о том, что нравственное кино есть, оно снимается, беда в том, что оно не может пробиться на большой экран. Я пытался со своими фильмами протиснуться на несколько центральных телеканалов (не буду их называть), но суть в том, что часто ответ был: неформат. К сожалению, нравственное кино не совсем востребовано теми, кто владеет этими  телеканалами. Нравственность не приносит дохода, порок приносит. Поэтому, видимо, в зрителе и вырабатывается дурновкусие. Снимаются откровенно пошлые произведения, выплескиваются на зрителей, которым говорят, что это вершины актерского мастерства: смотрите, наслаждайтесь. И нашего зрителя кормят этим тухлым продуктом, убеждая, что это замечательный десерт. Так воспитывается определенная аудитория, которой сбывается вот такой продукт. Хотя, повторю, в течение многих лет я принимал участие в различных фестивалях и видел удивительные, замечательные фильмы, которые, к сожалению, лежат на полке только из-за того, что хозяева определенных телеканалов не заинтересованы в том, чтобы это кино прорывалось на большой экран.

– Мне кажется, что если показать хорошее нравственное кино, у него найдутся зрители и оно будет поддержано.

– Конечно, найдутся. Но задачи, которые стоят перед людьми, стоят у штурвала, видимо, совершенно иные, и это факт. Печальный факт, но с ним приходится если не мириться, то, во всяком случае, констатировать, что это есть. Но рук все же опускать нельзя. Слава Богу, есть православные кинофестивали. Слава Богу, есть православные телеканалы, которым тоже бы не мешало выходить на режиссеров, снимающих нравственные фильмы.

В свое время я задал вопрос нашему замечательному кинодраматургу Евгению Ивановичу Ташкову. Достаточно вспомнить фильмы, которые он создал: «Адъютант его превосходительства», «Приходите завтра», «Майор Вихрь», «Уроки французского». Прекрасный, воцерковленный, глубоко верующий человек. Мы с ним были в очень хороших, добрых отношениях. Я задал ему вопрос: «Евгений Иванович, что, на Ваш взгляд, является православным кино?» Он говорит: «Совершенно необязательно, чтобы были купола, храмы, духовные песнопения, хоругви, горели свечи. Если фильм говорит о необходимости нравственной жизни человека, если он как художественное произведение подталкивает его к выбору нравственного пути, говорит о совести, то это уже подлинно христианское кино. И такое кино должно быть».

Вспомните советский кинематограф: сколько было замечательных произведений, без натурализации постельных сцен и т.п. Конечно, это было и идеологизировано, но все равно воспитывало такие замечательные качества, как патриотизм, самопожертвование, добрые отношения с близкими, честность, совестливость. Я не помню там фильмов, где бы откровенный негодяй был показан как герой и побеждал бы в конце фильма, как это сейчас: ты бандит, у тебя килограмм наркоты, чемодан денег – и тебя не поймали. Вот достаточно серьезная разница.

Поэтому, на мой взгляд, кино должно воспитывать. И оно может воспитывать. Но, опять же, здесь нужно трудиться, в этом направлении необходимо работать не покладая рук. Потому что отскочить в сторону, сказав «тьфу, какая гадость, снимают же такое» легко. Но если ты работаешь в этом направлении, если можешь помочь работать телеканалам, кинорежиссерам, сценаристам, окажи помощь, поучаствуй в этом – и тогда светлого будет чуть-чуть больше.

– Знаю, что в церковной среде есть разные взгляды на актерскую профессию. Вы человек церковный, но, с другой стороны, живущий в мире кино, общающийся с режиссерами, актерами. Каков Ваш взгляд на профессию актера?

– Конечно, обыватели часто воспринимают актера как некое падшее существо, которое может развратничать, блудить, считают, что лицедейство – это позорное дело. Конечно, профессия непростая, но речь-то идет о человеке, и люди в ней встречаются самые разные. Когда встречаешься с православным человеком, который в то же время является актером, приобретаешь нового собрата или сестру во Христе.

Знакомясь на кинофестивалях с разными режиссерами, актерами, сценаристами, этими служителями Мельпомены, я поддерживаю дальнейшие добрые отношения. Нередко раздается телефонный звонок, и  это актер, который говорит: «Отец  Александр, вот предложили сняться в таком-то фильме, сюжет вот такой, роль такая-то, но что-то меня жмет, как-то смущает. Как Вы благословите? Что посоветуете?» Я говорю в таких случаях: «Если тебя что-то смущает, лучше тогда отступи». Учитывая кризис в кинематографе и то, что актер, в силу своей профессии, не может заниматься чем-то еще и у него единственный источник дохода, надо сказать о мужестве, с каким человек может отказаться от доходной роли, способной принести ему крепкий гонорар и помочь раскручиваться дальше. Но, будучи христианином, человек не переступает через свою совесть, отказывается от этой роли даже в ущерб себе, причем это и ущерб финансовый и для отношений с людьми, которые занимаются трудоустройством актеров. Это может подорвать и дальнейшие возможности заработка. Но это тоже определенного рода подвиг, и здесь актера можно только уважать. Нельзя всех мазать черной краской, мы же христиане и прежде всего должны видеть образ Божий в любом человеке, и в актере в том числе.

Учитывая, сколько в актерской среде православных людей, можно только порадоваться, что они есть, и поддержать их, не отталкивать, а, наоборот, привлекать в церковное лоно.

Один из моих близких друзей, известный актер, недавно сказал такую фразу: «Если уж Господь даровал мне популярность, я ее положу на службу Богу». То есть использовать то, что его слушают некие авторитеты, которые являются фанатами, скажем так, его таланта. Меня, может быть, не послушают, а он вышел, рассказал о церковной жизни, каких-то нравственных правилах – и его послушали. Он положил свой талант, свой труд, свою популярность на служение Богу.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как складывается судьба Вашего фильма.

– Фильм уже проехал по различным городам и весям нашего Отечества: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Были городские показы, везде был аншлаг и даже более – люди стоят в проходах, сидят на лестницах. После показов идут широкие обсуждения. В этих городах телеканалы дают информацию о киносеансах, приглашают для записи телепередач по 5, 10, 20, 40 минут, где мы также говорим на темы, которые затрагивали сегодня. Но большей частью говорим о проблемах, обозначенных в фильме: о сектантстве, терроризме, экстремизме.

Я принимаю участие в различных международных конференциях, посвященных теме экстремизма. Меня приглашают и мусульмане на исламские конференции, потому что их это тоже беспокоит. Поскольку то, что называют исламским терроризмом, на самом деле является псевдоисламским, сектантским движением, не имеющим к исламу никакого отношения. И они, безусловно, тоже обеспокоены этим и говорят об этом. Выходит священник и цитирует Коран или работы средневековых мусульманских богословов, объясняя, что недостойно прикрывать злодеяния текстами Корана… Мы знаем примеры псевдохристианских, псевдоправославных сект, которые точно так же искажают смысл цитат Священного Писания, подгоняя их под свое мировоззрение. Они  навязывают этот взгляд человеку, и тот, считая, что поступает по словам Священного Писания, может творить злодеяния. Но это изменение его мировоззрения, ломка психики, манипуляция человеком.

Создавая наш фильм, мы постарались рассказать о том, что происходит с человеком, попадающим в подобную организацию: как им манипулируют, как меняют его сознание, как постепенно перестраивают его внутренний мир так, что он готов убить не только себя, но и окружающих людей. Мы попытались вскрыть эти механизмы, чтобы человек, посмотрев фильм, был предупрежден и не наступал на те грабли, на которые, к сожалению, некоторые уже наступили. В этом качестве фильм и востребован, нас приглашают, и это самая главная задача, которую мы ставили перед собой, создавая нашу кинокартину.

– Почему Вы выбрали именно такое название – «Рядом с нами»?

– Ведь очень часто мы не просто не замечаем, что происходит рядом с нами, а предпочитаем этого не замечать: нам так комфортней жить. Потому что если заметили, то должны принимать какое-то решение, пытаться что-то изменить, а это хлопотно. Поэтому если я не заметил, то вроде этого и нет.

Меня часто спрашивают, будет ли следующая работа. Не буду говорить ни да, ни нет, но название уже есть – «Люди, которых нет». О бездомных. Мы действительно предпочитаем их не замечать, как будто их не существует, но они рядом, они живут, страдают от нашего равнодушия, черствости, неучастия, даже нашей брезгливости по отношению к ним, а ведь они тоже образ Божий.

Поэтому за то, что рядом с нами, мы ответственны. И не только за то, что находится сейчас вокруг нас, но, как христиане, мы ответственны и за то, что будет после нас. Ведь наши дети, внуки, правнуки могут спросить нас: дедушка, бабушка, что же вы сделали со страной, в которой жить-то невозможно? И дай Бог, чтобы наши потомки вспоминали нас не как разрушителей, а как созидателей своего Отечества. Вот это очень важно помнить, к этому важно стремиться, и, собственно, это задача любого гражданина и христианина нашего Отечества.

– Как Вы думаете, один человек в силах что-то изменить?

– Один в поле не воин, но он может, по крайней мере, громко говорить о том, что тревожит многих, и все-таки будить в людях голос совести. Понятно, что я не берусь изменить фильмом все общество, это было бы наивно и смешно бы звучало. Но, по крайней мере, я знаю, что когда Господь спросит, я смогу сказать: Господи, я хоть что-то пытался сделать.

В начале фильма есть эпиграф, для которого я взял слова замечательного англо-ирландского философа, писателя Эдмунда Берка, который сказал: «Всякая победа зла в мире обязана тому, что много хороших людей сидят сложа руки». Это замечательное выражение, обличающее наше бездействие, наше равнодушие и наше самооправдание своей бездеятельности: ну, я не смог бы ничего сделать, я же один. Я один, другой один, третий один – давайте объединимся, и вместе мы сможем решить очень-очень много проблем.

– Наверное, еще нужна решительность. Например, когда перед Вами встала задача – снять художественный фильм, как Вы решились на это?

– Наверное, мало знал, что это за труд. Особенно с первым фильмом. Я снял его за два месяца, и два месяца длился постпродакшн, т.е. коррекция, монтаж, озвучивание и т.д. В это нелегкое дело я ввязался только потому, что не знал, насколько это тяжелый труд. Ну а когда поступила заявка на вторую кинокартину, отступать было уже сложно.

Когда я уже приступил к съемкам, тогда я по-настоящему испугался. Это было на втором фильме: повторить успех первой картины всегда непросто. Виктор Иванович Мережко говорит, что настоящий режиссер познается по второй картине. О первом фильме можно сказать: так сложились обстоятельства, он получился удачным. А ты повтори этот успех. А с меня спрос вдвойне: у меня нет специального образования. Скажут: ну вот, смотрите, стоило попам лезть в это дело? Не берись не за свое, а уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. Поэтому здесь отступать было невозможно. Уповая на помощь Божью, на милость Божью, на поддержку своих товарищей и друзей из мира кинематографа, всем коллективом мы и создали нашу киноработу. Фильм не создается одним человеком, это всегда коллективный труд. Это следует понимать. Все, кто работает над этим проектом, вносят свою очень серьезную лепту. И всем миром можно создать кинокартину.

Когда приходит некоторая растерянность и думаешь: ну, все, творческий тупик, – слава Богу, есть друзья, к которым можно обратиться за советом, поддержкой. Есть профессионалы, которые тебя не оставят. Если ты в хороших отношениях с людьми, тебя всегда поддержат. Это тоже показатель того, что можно сделать, казалось бы, невозможное, когда мы находимся в духовном мире, в христианском родстве со всеми. Объединяет и понимание значимости цели, которая поставлена перед нами. Так и создается подобное произведение.

– Дай Вам Бог терпения и здоровья на этом пути. Отец Александр, где можно посмотреть Вашу картину?

– Сейчас идут переговоры с рядом федеральных телеканалов, и по условиям, которые выставлены, я пока не могу выложить его в Интернет, иначе просто сорвутся возможности выхода на большой экран. Отдельные показы проходят. Например, в Москве была премьера в Центральном Доме кино; зал был забит полностью, и на улице осталось еще человек двести. Мы показываем нашу картину по регионам, но я надеюсь, что все-таки с Божьей помощью удастся пробиться на один из центральных каналов. И как только покажут, я думаю, фильм появится в Интернете.

Когда я был в Сербии, там перевели фильм на сербский язык, и я дал им права. Там эта картина очень востребована, пусть показывают и в колониях для несовершеннолетних, и в городах, и учащимся; думаю, и по телевидению будут показывать. Пусть работает фильм, для этого и снимали.

– Мы говорили о последнем фильме «Рядом с нами», а другие Ваши фильмы уже можно посмотреть?

– Да, фильм «Меня это не касается» есть в Интернете в хорошем качестве. Документальный фильм «Царь Болгарский» о последнем живом православном царе Симеоне II Болгарском также есть в Интернете. Это очень интересная киноработа: можно посмотреть на живого царя, послушать его, узнать, кто такой царь. Там же есть  двадцатиминутный документальный фильм «Перелом» – моя первая кинематографическая попытка, тоже о проблемах наркомании. Его тоже можно использовать в профилактической работе с молодежью.

– Отец Александр, что для Вас кино и что, на Ваш взгляд, самое главное в кино?

– Для меня кино – это площадка для проповеди, та кафедра, с которой я могу говорить с широкой аудиторией, исчисляющейся десятками тысяч, когда выходишь на большой экран. А сам кинематограф рассматриваю как инструмент, тем более, как я уже сказал, без благословения священноначалия я не дерзаю заниматься этой работой, все делается только по послушанию и на благо ближнему.

– Спасибо Вам большое за беседу.

Ведущий Денис Береснев
Записала Ксения Сосновская

Беседы с батюшкой. Проповедь средствами киноискусства

Беседы с Батюшкой. Самопросвещение

На главную страницу сайта - Семья и Вера