Детская вакцинопрофилактикаГоворя об отношении Русской Православной Церкви к вакцинации, необходимо отметить, что существующие проблемы вакцинопрофилактики в подавляющем большинстве являются медицинскими, а не биоэтическими, и, соответственно, не относятся к сфере компетенции Церкви.

Единственной проблемой, которая имеет серьезное основание для обсуждения с точки зрения биоэтики в православной среде, является применение вакцин, для изготовления которых используются клеточные линии из эмбриональной ткани (против краснухи, гепатита А и некоторые другие).

По поводу вакцин, для изготовления которых используются клеточные линии из эмбриональной ткани 25.05.2009 было принято Совместное заявление Совета Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России, где говорится, что «при отсутствии альтернативы, применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают».

Разговоры о греховности вакцинации не имеют под собой оснований. Более 100 лет назад магистр Московской духовной академии протоиерей Иоанн Поспелов писал: «На первом году, на второй половине, непременно нужно привить дитяти оспу, чтобы сохранить его от такой оспы, которая приходит сама собой, часто уродует людей, а что всего хуже, сводит их в могилу. Иные неразумные люди думают, что грех прививать оспу детям. Не правда это, православный, какой грех беречь дитя от уродливости и даже от смерти? Напротив, грех — не беречь дитя от этого». Особенностью оспопрививания в России было активное участие священнослужителей.

В 1811 году было издано «Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы», написанное Вологодским епископом Евгением (Болховитиновым). Эта книга пользовалась большой популярностью и неоднократно переиздавалась.

В житие святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири, описано оспопрививание народов Аляски, которое открыло возможность для распространения среди них христианской веры.

В 1905 — 1908 гг. великий русский хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий, будущий святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский, работая врачом в земских больницах Симбирской и Курской губерний, лично проводил оспопрививание и негодовал против действий противников вакцинации.

В 2004 г. (второе издание в 2007 г.) вышла книга председателя общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктора медицинских наук, профессора, протоиерея Сергия Филимонова и врача-вирусолога, кандидата медицинских наук А.В. Закревской «Православный взгляд на вакцинопрофилактику». Читаем там: «…учитывая ценность дара жизни, данного человеку Богом, и высокую вероятность смерти при особо опасных инфекциях Священный Синод Русской Православной Церкви уже реагировал на эту проблему… Указ Священного Синода 1804 г., предлагающий всем священникам распространять в народе правильный взгляд на прививание никто до настоящего времени не отменял».

23 сентября 2008 г. Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви была осуждена антипрививочная пропаганда и призвано обратить пристальное внимание на недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и мультимедийной продукции.

По материалам православного сайта Общество Православных Врачей России (www.opvr.ru) и официального сайта Русской Православной Церкви (www.patriarchia.ru)

Окончание

Делать ли прививки? О вакцинации

Детская вакцинопрофилактика