О духовном подвиге и его мере во дни Великого поста

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы разберем следующий вопрос: Какова роль духовного подвига на пути духовного возрастания и какова должна быть мера духовного подвига?

Подвиг – это вообще необходимая составляющая в деле духовного возрастания, – отвечает священник Николай Конюхов. – Духовно возрастать может только подвижник, тот, кто двигается. Если человек не двигается, то извините.

Когда я преподаю в школе детям, я им рассказываю о том, что духовная жизнь – это некий склон. Говорю: представьте, что вы шарик, который на склоне; либо он двигается вперед, либо скатывается. Невозможно зафиксировать себя на этом склоне, как невозможно зафиксировать себя и в духовной жизни. Нельзя сказать: я же никого не убиваю, не краду, плачу налоги, даже и жене не изменял (или изменял, но давно). То есть человек пытается зафиксироваться и сказать: я не святой, но и не грешник, веду обычную жизнь. Так не бывает.

В духовной жизни ты идешь наверх, причем это трудный путь. Все, у кого дома нет лифта, знают, что всходить вверх по лестнице всегда тяжелее, чем спускаться, тем более можно сесть на перила и скатиться. В духовной жизни то же самое. Это тяжелый путь, но необходимый, это нужно сразу для себя понимать. Поэтому действительно требуется некое подвижничество: двигаться вперед, преодолевая испытания, несмотря на то, что валуны большие, дорога каменистая, змеи ползают и могут схватить за ногу и так далее. Поэтому роль подвижничества безусловна.

А мера? Акцент нужно поставить на том, что не следует сразу бросаться на баррикады и стремиться враз достичь такого уровня, какой был у Варсонофия Великого или Серафима Саровского. Некоторые люди, особенно новоначальные или те, кто открыл для себя в более полном масштабе мир Священного Писания или святоотеческой литературы, прочитав про подвиги синайских пустынников, думают: так, сейчас я тоже попробую исполнить это в той мере, в какой они исполняли. Не получится. И в этом плане должна быть мера, должен быть поступательный путь.

Посмотрите очень важное произведение в плане духовного развития – «Лествицу» Иоанна Лествичника. Он пишет о постепенности духовного развития, о том, что нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на десятую, это могли сделать только какие-то величайшие праведники, которые могли сделать некий духовный рывок. Но для нас, для людей достаточно ленивых, разнеженных обстоятельствами современной жизни, когда у нас есть и горячая вода, и пища в холодильнике, привыкших к некоему комфорту, подвижничество дается достаточно тяжело. И в этом плане важна именно постепенность.

В первую очередь мы взяли и отказались от чего-то грубого: например, перестали матом ругаться. Во вторую очередь стараемся отказаться еще от чего-нибудь – хотя бы вслух не высказывать свое осуждающее мнение. Может быть, внутри мы даже негодуем и осуждаем, но мы ограничили свой разговор. Кто овладел языком, по слову апостола, тот много сделал. Язык – маленький орган, но очень много вреда нам причиняет. В этом и состоит подвижничество для нас, современных людей XXI века: постепенно уметь хотя бы маленькие шаги делать. Во время Великого поста, например, перестать смотреть какие-то развлекательные передачи, хотя бы в будние дни Великого поста. Взять себе за правило посещать церковь Христову. Это уже подвиг для кого-то: пойти в воскресенье в храм, не спать, несмотря на то, что отработал всю неделю. Это уже некая форма подвига.

Нужно начинать хотя бы с этого. А то некоторые думают: это я не буду делать, это тоже не буду, зато постигну умную молитву. Извините, это все равно что человек пришел в спортивный зал и сразу сказал: навесьте мне, пожалуйста, побольше блинов, сразу на 50 килограммов. И надорвался. Что часто бывает в духовной жизни. Человек взял очень высокую планку, свой первый пост стал сразу поститься строго по монастырскому уставу, стал делать все, что ему сказали, истово принялся «лоб разбивать», как говорят в народе, и потом очень быстро охладел ко всему. Продержался буквально неделю, и как-то у него уменьшилось энтузиазма, и все – в душе так ничего и не осталось. Как волна нашла – и отошла обратно, только пена осталась. Не дай Бог, чтобы у нас такое было.

Окончание

6-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта