Автор – протоиерей Александр Соколов
Привели Господа нашего Иисуса Христа на Голгофу. Голгофа – это небольшой холм, невысокая горка близ города Иерусалима. Тут казнили всех преступников и валялось множество черепов, человеческих голов. Оттого-то Голгофа и называлась лобным (череп, лоб) местом. На некоторых крестах вы видите под ногами Иисуса Христа человеческий череп. Это, говорят, глава Адама, который, по преданию, был похоронен на этом месте.
Пред казнью осужденным давали пить кислое вино, смешанное с душистою, но горькою смирною. Эту смесь давали пить для того, чтобы осужденные охмелели и им не так больно было переносить мучения на кресте. Дали такого кислого, как уксус, и горького, как желчь, вина и Господу Иисусу; но Он отказался, не стал пить.
По еврейскому счету был третий, а по нашему девятый час утра.
Поставили крест и распяли на нем Иисуса Христа. Других распятых привязывали ко кресту веревками, а Иисусу Христу, чтобы Ему было больнее, прибивали руки и ноги ко кресту гвоздями.
С ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую руку Его.
Вы думаете, что Иисус Христос гневался на Своих врагов, которые распяли Его? Нет. Он, Милосердый, простил их и молился за них: «Отче! Прости им, они не знают, что делают».
Воины, распявшие Иисуса Христа, сели у креста и стали делить Его одежды. Верхнюю одежду они разодрали на четыре части, и каждый из четырех воинов взял свою часть, а хитон (рубашку), который был выткан, а не сшит, они пожалели разорвать, и бросили жребий, кому он достанется.
Над крестами обыкновенно прибивали дощечки, на которых писали, за что распят повешенный на кресте. Над крестом Иисуса Христа тоже была прибита такая же дощечка, и на ней было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». У нас на крестах пишутся большею частью только первые буквы этих слов: I. Н. Ц. I.
Как страдал, какия мучения терпел на кресте Иисус Христос! Руки и ноги Его насквозь пробиты толстыми острыми гвоздями. Хотелось бы упереться на ноги, чтобы полегче было рукам: но под ногами маленькая покатая подставка, по которой ноги скользят вниз, и раны на ногах растягиваются и становятся все больше и больше. Хотелось бы дать отдых ногам: но тогда все тело висит на руках, жилы вытягиваются и язвы от гвоздей на руках раздираются все шире и шире. Голова у Него кружится, в глазах темно, у Него пересохло в горле, страшно хочется пить; все тело болит и нестерпимо ноет.
Дорогие братья и сестры! Мне кажется, что если бы вам пришлось стоять близ креста, на котором был распят Иисус Христос, и видеть Его страдания, вы пожалели бы Его и плакали; но злым Иудеям не жалко было Иисуса. Иудеев собралось ко кресту очень много, но они пришли туда не потому, что любили и жалели Иисуса Христа, а пришли из любопытства; от нечего делать хотелось посмотреть, что будет. А многие из них даже ругались, насмехались над Иисусом; они кивали Ему головами своими и говорили: «Э разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди со креста». А первосвященники, старейшины и книжники? Вы думаете, что их мучила совесть, и они раскаивались в том, что распяли Христа, Который ни в чем не был виноват? Нет! Эти злые люди очень радовались тому, что Христос на кресте. Вместо того, чтобы раскаяться и просить у Него прощения, – эти люди, которые так гордились пред народом, теперь, забывая от радости о своих летах (многие из них были старики с седыми волосами и бородами), ругались над Христом. «Других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Христос, Царь израильский, пусть теперь сойдет со креста: тогда поверим Ему. Он надеялся на Бога и говорил: Я сын Божий; пусть Бог избавит Его, если любит», говорили они громко, чтобы слышно было Христу, с Которым они как будто не хотели и говорить.
Ругались над распятым Христом и воины. Они брали губку, мочили ее в уксус, втыкали на конец длинной палки и подносили к устам Иисуса Христа, говоря: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».
Мало того, что над распятым, страдающим Христом смеялся народ, ругались первосвященники и издевались воины, – ругался Ему и один из повешенных с Ним злодеев: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Зато другой распятый разбойник, у которого еще осталась совесть, унимал своего товарища: «Ужели ты не боишься Бога (не чувствуешь по себе, как тяжело Ему страдать)? Ведь мы осуждены справедливо; нас казнят по делам: а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни (вспомни) меня, Господи, когда придешь в царство Твое» (небесное). И сказал Ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же (сегодня) будешь со Мною в раю».
Были и добрые люди, которые жалели Иисуса и плакали, видя Его страдания, но их не подпускали близко ко кресту, и они стояли вдали и смотрели. Между ними было много женщин, которые ходили за ним и служили Ему, когда Он ходил по земле израильской, и вместе с Ним пришли в Иерусалим. У самого же креста Иисусова стояли: Матерь Его, Дева Мария, и Ея сестра, Мария Клеопова, Мария Магдалина и возлюбленный ученик Иисусов Иоанн. Увидя, что они горько плачут, Иисус сказал Матери Своей: «Жено! Се сын Твой!» Ты плачешь, что Сын Твой умирает; вот он заменит Тебе Сына, будет любить, почитать и беречь Тебя, как сын. Потом сказал и ученику: «Се Мати твоя», если ты в самом деле любишь Меня, не оставь Мою Мать, Которая так плачет; утешай и почитай Ее, как добрый сын; заботься о Ней, как о родной матери». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе, и Она жила у него в доме до самой смерти.
По нашему счету было двенадцать часов утра, полдень, а по еврейскому счету был шестой час дня. Вдруг солнце померкло и по всей земле сделалась тьма, и продолжалась, по еврейскому счету, до часа девятого, а по-нашему до третьего часа пополудни.
Смерть Иисуса Христа
Около девяти (по нашему счету – трех) часов Иисус Христос громко воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Неужели Ты Меня оставил?» По-еврейски: «Или! Или! Лама савахфани?» Некоторые из стоявших у креста, услышав это, говорили: «Послушайте! Это Он зовет Илию (пророка)».
Рядом стоял кувшин с уксусом. Один из воинов взял губку, смочил ее в уксусе и хотел напоить Иисуса, но другие воины остановили его: «Погоди! Дай посмотреть, придет ли Илия спасти Его».
Зная, что уже пришел конец страданиям и что остается только испробовать этого невкусного, кислого и горького напитка, Иисус Христос попросил пить. Выпив уксуса, Он воскликнул: «Свершилось!» (окончились Мои страдания. Я пострадал и спас всех людей).
Наконец Ему стало так плохо, что Он громким голосом сказал: «Отче! В руки Твои отдаю дух Мой!» Сказал это и умер.
И вот завеса в храме сама собой разорвалась пополам, сверху донизу; земля затряслась; расселись и треснули каменные скалы; открылись гробы, пещеры, где были похоронены покойники, и многие тела усопших святых воскресли, ожили, вышли из гробов. После воскресения Христа они вошли в Иерусалим. Многие видели этих воскресших покойников.
Страшно стало на земле: темень средь бела дня, землетрясение, шум и треск от развалившихся скал. Стало так страшно, что сотник (римский офицер, язычник, не веривший в Бога), увидев все это, услышав последний предсмертный стон Иисуса Христа, поверил в Бога и сказал: «Поистине, Этот Человек был Сын Божий». Те самые воины, которые охраняли Иисуса и издевались над ним, увидев землетрясение, затмение солнца и разрушение скал, испуганно говорили: «И впрямь Он был Сын Божий!»
Многие иудеи, бывшие на Голгофе, теперь увидели, что распят невинный, что они убили Христа, Сына Божьего. Совестно и страшно стало им за свой грех, и они пошли домой, опустив от печали и стыда головы, и били себя кулаками в грудь от ужаса.
Помните, дорогие братья и сестры, что все это случилось в пятницу? На следующий день были самый большой еврейский праздник: и Суббота и Пасха. Первосвященники и евреи не хотели, чтобы кресты с распятыми людьми стояли в праздник, и они еще до смерти Христа пошли к Пилату и попросили, чтобы он велел поскорее убить распятых и позволил снять их и убрать кресты.
Пилат послал воинов. Чтобы распятые скорее умерли, воины стали перебивать им голени. Обоим распятым злодеям перебили ноги, подошли к Иисусу, хотели это же сделать и с Ним, но Он уже умер. Чтобы убедиться в этом, один из воинов проткнул Ему копьем бок. И вдруг из этой раны потекли кровь и вода, что и убедило всех в смерти Христа.
За нас с вами, дорогие братья и сестры, Иисус Христос терпел такие мучения, за нас с вами Он умер, чтобы Его Небесный Отец простил нам грехи и дал царство небесное. Как же нам не любить Его и не жить по Его заповедям?