Как распознать Промысл Божий»?Проблема в том, мне кажется, что мы не хотим Промыслу Божьему доверять, мы хотим его знать, – отвечает преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Андроник (Пантак). – Вот «ты мне скажи, че те надо – может, дам, че ты хошь». Мы говорим Богу: Господи, открой! А таких людей в истории было несколько человек, которые так Богу говорили. Вот праведный Иов. У него все случилось в жизни, он говорит: «Господи, открой мне, что и как». Господь ему является и говорит: «Я тебе, конечно, открою, но только в одном случае – если ты способен будешь это понять». А понять ты сможешь только в том случае, если хотя бы понимаешь, как устроен этот мир, во всех тонкостях. Где положены границы тьмы, как устроен бегемот… И многие разные другие вопросы Господь ему задает. Иов понимает, что он не знает этого всего и волю Божию понять не сможет.

Или как ангел открыл преподобному Антонию Великому по поводу его вопросов (вопросы Промысла Божия о мире его беспокоили). Ангел говорит: Антоний, это судьбы Божии. И дальше он говорит причину, по которой Господь не открывает их: вникающий в них может повредиться рассудком. Поэтому чтобы тебя не увезли в специальную лечебницу, себе внимай.

Промысл Божий не всегда надо знать. Ему надо уметь доверять. Зачастую мы видим Промысл Божий о себе, оборачиваясь назад. А для того чтобы его принять, необходимо смирение. А смирение – это такая интересная вещь, о которой все говорят, что надо ее иметь, но мало кто говорит как. Я долго искал объяснение тому, что это такое. Мне вот лично, чтобы начать что-то делать, надо сначала это понять. Я нашел это объяснение несколько месяцев назад, и для меня слово «смирение» перестало тогда быть ругательным. Знаете, когда тебе говорят: смиряйся… А ты такой: сам смиряйся… А тут мне говорят: ну, надо в этой ситуации смириться. И я отвечаю: точно, надо смириться.

Что такое смирение? Объяснение буквально за минуту можно рассказать. Я не претендую на всеобъемлющее объяснение. Смотрите, привлечем сейчас современную психологию как инструмент, чтобы пояснить это. Когда человек сталкивается с ситуацией, которая ему непонятна или неприятна, он, с точки зрения психологов, проходит пять стадий: отрицание, гнев, торги, депрессию и в лучшем случае – принятие. Бывает, застревает где-то. Что такое смирение? Когда мы находимся на первых четырех стадиях, на ком мы сосредоточены? На себе. Это есть гордыня. Смирение – это умение прийти к принятию без этого всего.

Психолог вам скажет, что это невозможно. Как только мы понимаем, что мы отрицаем ситуацию, свое внутреннее состояние надо сразу принять. Потому что слово «смирение» переведено на русский лучше, чем в греческом оно звучит. В греческом это «уничижение». У нас это «принятие с миром». То есть смирение – это умение принять нынешнюю ситуацию без оценки, хорошо это, плохо ли, нравится или не нравится. Принять – и все; как данность. Когда мы умеем принимать ситуации, которые нам посылает Господь, как данность, когда умеем их проживать, тогда мы доверяем Промыслу Божьему и можем оглянуться назад и увидеть, к чему нас этот Промысл привел. Это еще похоже на что? В каждой жизненной ситуации мы пытаемся начинать проблему решать. Но в любой математической задаче перед решением идет: дано… Если мы решаем задачу без «дано», у нас уравнение с десятью неизвестными. Как только мы смиримся, как только примем ситуацию как она есть, у нас сразу прописывается: х = 4, у = 7, z = 3. И так далее. Для нас это страшное, жуткое уравнение с десятью неизвестными превращается в обычный математический пример, который при желании можно за две минуты даже без калькулятора решить.

Итак, Промыслу Божию нужно уметь доверять, для этого необходимо внутреннее смирение. Не надо пытаться  узнать Промысл. Мне кажется, в этом случае внутренних душевных метаний будет меньше, будет проще жить.

Как распознать Промысл Божий»?

Возможно ли постичь Тайну Божьего промысла?

Как распознать Промысл Божий»?

Как распознать Промысл Божий»?