— В воскресенье, на 50 день от Пасхи, мы празднуем день Пятидесятницы, день Святой Троицы, день рождения Церкви, а на следующий день, в понедельник, еще один праздник – Духов день, день Святого Духа. Почему так получилось, что день сошествия Святого Духа на апостолов – Пятидесятница – это один день, а день Святого Духа отмечается на следующий?
Почему праздник Святого Духа приходится на второй день Троицы?
— Тут уместно вообще сказать о роли Святого Духа в нашей жизни, – отвечает протоиерей Михаил Браверман. – Бог есть Дух, и духовная жизнь – вещь совершенно таинственная. И Дух Святой, Его действия являются абсолютной тайной. Посмотрите: Бог являлся в Ветхом Завете как Отец, прикровенно было в Ветхом Завете сказано о Сыне. Вот пришел Сын и сказал: «Видевший Меня видел Отца Небесного». Как учил святитель Ириней Лионский, невидимое Сына есть Отец – и наоборот: видимое Отца есть Сын. То есть через Сына мы поклоняемся Отцу Небесному, а затем приходит Дух Святой. Сын являет Отца, Сам является в Духе Святом; таким образом, Сын есть образ Отца. Можно сказать, что Дух есть образ Сына, но Сам Дух не явлен, Его нельзя увидеть, изобразить. И получается, что духовная жизнь и действие Святого Духа – это некая тайна.
Замечательный русский богослов Владимир Николаевич Лосский высказал такое предположение: «Быть может, в жизни будущего века образом Духа будут все святые». И действительно, человек должен стать храмом для обитающего в нем Духа Святого. Но действие Святого Духа – это действительно некая тайна. Мы говорим, что все в Церкви совершается Святым Духом, Им совершаются церковные таинства, все церковные молитвы богослужения начинаются с призывания Святого Духа, но действие Святого Духа, Его явление для нас остаются тайной.
– Интересные, важные и страшные слова произносит Господь в Евангелии, говоря о том, что любая хула может быть прощена человеку кроме хулы на Духа Святого. Как это можно осознать?
– Давайте приведем только лишь одно толкование, потому что слово Божие настолько объемно, настолько многогранно, что, с человеческой точки зрения, допустимы различного рода объяснения. Но когда мы читаем Евангелие, те или иные слова Христа Спасителя, надо посмотреть, что же было до этого. И как раз до этого Христа Спасителя обвиняют, говоря, что в нем бес, причем говорят это знатоки и толкователи закона, то есть книжники. Посмотрите: пророчества были возглашаемы Духом Святым согласно Символу веры. И вот когда книжники и фарисеи видели исполнение этих пророчеств во Христе, тем не менее, не принимали Христа, они отвергали Ветхий Завет, в котором говорили пророки, движимые Духом Святым. Таким образом, это и была хула на Святого Духа.
Господь говорит: «Кто скажет на Сына Человеческого, тому простится». Потому что очень часто, не понимая снисхождения Божией любви, люди действительно смущались поступками Господа. Они говорили: «Вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». И Господь говорит, что, наверное, это извинительно, потому что они не понимают Божественной любви и Божьего милосердия, которые снисходят ко всем, в том числе и к грешникам. Но когда они отвергают чудеса (а Господь совершал чудеса силой Святого Духа), то тем самым они Духа Святого не принимают. И когда человек не принимает Духа Святого, тем самым он не принимает спасение. А когда человек не принимает спасение от Бога, он сам себя обрекает на непрощение.
Что означает для нас схождение Духа Святаго?
на вопрос:” Почему праздник Святого Духа приходится на второй день Троицы?” ответ так не дан