Как преодолеть робость перед священником?Как преодолеть робость перед священником? Часто хочется просто пообщаться, но удобно ли это?

Вообще надо, мне кажется, чаще поднимать так называемые житейские вопросы, – отвечает протоиерей Александр Трушин. – Нередко люди читают много богословских книг, а простое общение в храме, со священником, мягко выражаясь, нарушено, правильность его нарушена. Иметь возможность побеседовать со священником – вообще большая радость. Сам когда-то, будучи мирским юнцом, приезжал к священнику, который жил в двадцати минутах езды на автобусе от моего дома, и он мне нередко говорил: «Представляешь, какая радость – у тебя есть возможность пообщаться со священником». Я думал про себя: «Надо же, какой гордец!» И только потом понял, что он имел в виду: что есть возможность решить свои духовные вопросы во внеслужебной обстановке.

Итак, возвращаемся к нашему вопросу. Есть ли возможность пообщаться со священниками, если есть желание? Давайте так: спросим у священника, когда у него есть такая возможность. Может быть, пригласить его? Собрались несколько мирян и говорят: «Батюшка, хотели бы задать Вам вопросы личные, в неслужебное время. Можно ли в той же трапезной при храме собраться, но узким кругом, чтобы Вы с нами побеседовали?» Когда у священников проходит этот период праздничных богослужений, когда у нас перестают «отваливаться» ноги и разламываться спины, конечно, нет такого священника, который бы с радостью не побеседовал со своей паствой, не пообщался. Иногда даже и с одним человеком, желающим понять церковную жизнь.

Причем очень радостно, что в таких личных беседах (не в общественных проповедях, а в личных) нередко поднимаются вопросы, которые касаются личной жизни священника. Люди хотели бы что-то уточнить, чтобы не рождалось каких-либо сплетен, пустых слухов. Я считаю, очень полезно задать священнику в личной беседе какие-либо вопросы, которые прихожанина смущают или интересуют. В личной беседе, думаю, священник обязательно расскажет, как решаются эти вопросы. И вообще вопрос ли это… Может быть, на самом деле такой проблемы не существует. А так время на личные беседы должно быть.

Наверное, меня кто-нибудь сейчас слушает и думает: да, батюшка, хорошо Вам говорить, а у нас полторы тысячи народу каждое воскресенье, попробуй поговори. Но как сельский священник могу сказать, что периодически мы находим для этого время. Имею в виду – с теми, кто в это время трудится в храме. После окончания трудового дня, например, повара освобождаются, которые готовили обед. Это наши же прихожане: не профессиональные повара, а добросовестные хозяйки. Они могут быть инженерами, врачами, а при храме несут послушание, готовят для всех, кто трудится в это время в храме. И вот с теми, кто дежурил по храму, мыл полы,  чистил подсвечники, мы потом собираемся, садимся за стол, наливаем чай (никаких излишеств) – и в это время решаются очень многие вопросы о внутренней жизни прихода, порой больные. Ведь каждый приход имеет какие-то свои раны, нерешенные проблемы. Очень хорошо, когда люди имеют возможность собраться, задать  вопрос, решить проблему. То есть уже почти как с глазу на глаз со священником.

Так что обязательно должны быть личные беседы. По моим понятиям, не должно быть отчуждения между священником и приходом. Как раз, я считаю, приход – это и есть семья.

Как распознать грех лицемерия?

Как распознать грех лицемерия?