В этот день 12 августа 1644 года мастер Ягон Кристлер из Страсбурга подал в посольский приказ смету на строительство каменного моста через Москву-реку. Строительство этого грандиозного по тем временам сооружения началось при царе Михаиле Федоровиче, а закончилось при царевне Софье.
12 августа 1824 года Александр Пушкин выслан из Одессы в свое имение Михайловское. Считается, что в пору михайловской ссылки он создал лучшие свои произведения.
В этот день родились:
– Эдуард Направник. Российский дирижер и композитор чешского происхождения. Его творчество неотрывно связано с Мариинским театром в Санкт-Петербурге;
– 12 августа 1904 года родился Наследник Цесаревич и Великий князь Алексей Николаевич. Сын последнего русского императора из рода Романовых Николая II.
Россия долго ждала рождения Наследника престола, а в семье Императора рождались одна за другой очаровательные Великие княжны. После рождения Анастасии сестра Императора Ксения даже отметила в частной переписке: «Какое разочарование! 4-я девочка! Ее назвали Анастасия. Мама мне телеграфировала о том же и пишет: «Аликс опять родила дочь!»
Появление сына в императорской семье было встречено с большим вдохновением. Дневник Императора: «Незабвенный великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. У Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем. (…) Нет слов, чтобы уметь достаточно благодарить Бога за ниспосланное нам утешение в эту годину трудных испытаний».
Однако счастье омрачилось спустя всего несколько недель… Дневник Императора: «Аликс и я были очень обеспокоены кровотечением у маленького Алексея, которое продолжалось с перерывами до вечера из пуповины!»
Вскоре стало ясно, что мальчик наследовал по линии матери гемофилию – несвертываемость крови, и каждый ушиб или царапина могли стоить ему жизни. Конечно, немногие узнали о болезни цесаревича, а семья все более стала закрываться от общества. Но, несмотря на врожденный недуг, Цесаревич рос обаятельным и сообразительным мальчиком, он был не только очень подвижен, но и уверен в себе.
Пьер Жильяр, учитель французского языка, рассказывал о Цесаревиче: «Вкусы его были очень скромны. Он совсем не кичился тем, что был Наследником престола, об этом он всего меньше помышлял. Его самым большим счастьем было играть с двумя сыновьями матроса Деревенко, которые оба были несколько моложе его…. В маленьком капризном существе, каким он казался вначале, я открыл ребенка с сердцем, от природы любящим и чувствительным к страданиям, потому что сам он уже много страдал».
Однажды сам мальчик серьезно заметил: «Когда Я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы»…
Самую опасную травму Алексей Николаевич получил осенью 1912 года. Садясь в лодку, он прыгнул с берега и ударил ногу. Возникло внутреннее кровоизлияние. Император в письме к матери: «Несчастный Маленький страдал ужасно, боли схватывали его спазмами и повторялись почти каждые два часа… Спать он почти не мог, плакать тоже, только стонал и говорил: «Господи, помилуй».
В эти дни было опубликовано официальное сообщение о тяжелой болезни Наследника. Однако в день, когда родители решили причастить ребенка, ему сделалось лучше. В то же время эта болезнь 1912 года вызвала временное омертвение нервов левой ноги, которая утратила свою чувствительность и на некоторое время оставалась согнутой.
К началу Первой Мировой войны Алексей достаточно окреп и после того, как Государь стал Верховным Главнокомандующим русской армии, подолгу оставался у него в Царской Ставке. Нередко он выезжал вместе с отцом на смотр войск. Утром перед выходом отца к чаю, Цесаревич становился с ружьем у входа в палатку, отдавал честь Государю и оставался на часах, пока тот пил чай.
Об отречении отца ему сообщил воспитатель Жильяр. По его словам Наследник после нескольких минут молчания обронил: «Если нет больше Царя, кто же будет править Россией?»
Через несколько месяцев Государь записал в дневнике: «Сегодня дорогому Алексею минуло 13 лет. Да даст ему Господь здоровье, терпение, крепость духа и тела в нынешние тяжелые времена!» Следующий после этого день оказался последним перед отправкой семьи в ссылку в Тобольск, а потом в Екатеринбург.