О нашей «теплохладности»

Мир Вам, дорогие посетители сайта «Семья и Вера»!

Давайте оценим насколько велико наше стремление жить по правде Божией. Многие ли из нас стремятся ко Христу и ищут праведности с той силой, какую Он нам заповедал – как алчущие и жаждущие? Нет, к сожалению. Большую часть времени мы  вообще не вспоминаем о правде Божией, а если и стремимся быть в чем-то праведными, то скорее как сытые, а не алчущие. Большинство из нас, православных, “теплохладны”. Конечно, мы верим Евангелию, сознаем, что должны жить по заповедям Божиим, что цель нашей земной жизни – спасение души, но при этом духовно расслаблены и ленивы, больше заняты служением маммоне ( т.е. заботой о земном благополучии), чем Богу. Душевно-телесных наслаждений мы нередко (или даже как правило) жаждем сильнее, чем праведности и спасения.

Такой нашей теплохладности и отсутствию жажды праведности есть несколько причин.

Одна из них заключается в том, что мы не знаем опытно того состояния обо́жения и высшего балженства, когда в сердце вселяется Дух Святой. Подвижники веры, которые пребывали в этом благодатном состоянии, но потом по каким-то причинам утрачивали его, старались всеми силами вновь его обрести. Мы же, имеющие лишь теоретическое представление о пребывании в духе святом, не имеем такой жажды. Если порой благодать Божья и касается наших душ, мы со своими привычными греховными наклонностями тут же теряем это сокровище и «возвращаемся на круги своя», считая безблагодатное состояние нормой.

Можно, пожалуй, сказать и так: мы потому не жаждем Божьей правды, что не ощущаем сердцем её первостепенный важности и неизреченной красоты.

Другая и, быть может, основная причина нашей «теплохладности» состоит в том, что мы ощущаем себя уже сейчас, в нашем нынешнем состоянии, вполне достойными Царства Божьего – если уж не самого Царского Града, то, во всяком случае, небольшой уютной дачки где-нибудь в «предместьях» Горнего Иерусалима. Духовно погибающими, достойными ада мы себя точно не считаем.

Мы ведь крещены и живём церковной жизнью: ходим в храм, читаем молитвенное правило, исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Тайн, совершаем добрые дела, за которые иногда удостаиваемся столь приятной нам похвалы. Мы объективно лучше многих окружающих нас людей – неверующих, блудников, бандитов, хапуг и прочих грешников. Кстати, окружающие нас люди тоже считают нас хорошими – мы всячески стараемся утвердить их в таком мнении. (О самых близких, знающих нас «как облупленных», говорить не стоит: во-первых, это исключение из общего правила, а во-вторых, они могут ошибаться,  да и сами они далеко не ангелы.)

Да, иногда мы видим свои прегрешения и, бывает, даже скорбим о них… несколько секунд. Интересно, что прегрешения других людей мы видим как под микроскопом, а свои, если и замечаем, то лишь самые грубые; чужие помним хорошо, свои быстро забываем. Но на наше общее ощущение «спасенности» это никак не влияет. И потом: а кто без греха? Ведь и Сын Божий приходил на землю не праведных спасать, а грешников (Тут мы «на минуточку» забываем, каких грешников – кающихся, старающихся исправиться и жаждущих спасения.) И потом: некоторые грехи – такие приятные и такие незначительные! Неужели Господь не простит нам эти маленькие слабости? А если вдруг мы совершим какой-нибудь серьезный грех, то всегда сможем покается – рассказать о нём батюшке на исповеди…

О нашей «теплохладности»

Такое самоощущение происходит от нашей духовной близорукости или даже слепоты и по тонкому действию лукавого, которому как раз и надо, чтобы мы видели себя в самом «розовом свете».

Истинное же положение дел прямо противоположно нашему самоощущению – мы тяжело больны грехом, мы находимся в плену у лукавого. Сколько неправды в нашем сердце при внешней «праведности»! Мы превозносимся, ссоримся, обманываем, раздражаемся… Не к нам ли обращены слова Христа о том, что « Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяние, любодеяния, убийство, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость… (Мк. 7,21-22)? Ева в раю первой из людей приняла за правду предложения лукавого. Разве то же самое не происходит регулярно с нами?

Господь заповедал нам любить Его и каждого человека совершенной, жертвенной любовью, заповедал не иметь ни на кого никакого зла. Имеем ли мы такую любовь и незлобие? Согрешив, мы должны, по заповеди Божией, каяться и исправляться. Всегда ли мы каялись и исправлялись?

О, если бы мы перестали с поразительным равнодушием относиться к своим греховным привычкам, ко злу в своем сердце и в окружающем нас мире; если бы ясно видели степень своей греховной испорченности и поврежденности, гибельность такого состояния! Тогда мы без всякого рассудочного самопонуждения, всей душой буквально рвались бы к праведности…

Ещё одна причина нашей теплохладности связана со словами Спасителя о том, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную» (Мф. 7,14). Что значит «тесны врата»? Это означает, что с нашей гордыней, маловерием и нераскаянностью мы не протиснемся в дверь, ведущую в Царство Божие. «Узкий путь» – это борьба со своей греховностью и понуждение себя к добродетели до самого конца земной жизни, с падениями, с «кровью и потом», потому что наше грехолюбивое естество и лукавый будут с силой противиться нам. Об этом мы знаем из житий и писаний святых подвижников и из небольшого личного опыта. Эти-то труды (постоянные, на всю оставшуюся жизнь!) и пугают нас. У нас нет доверия Господу, обещавшему помочь нам осилить этот путь. Мы, боязливые и духовно ленивые, как бы просим Христа: «Уйди от нас, не буди нашу совесть, не мешай наслаждаться тем, что дает нам земная жизнь, не беспокой нас Своим учением  о добре и зле, о гибели и спасении души. Земные удовольствия и блага – они здесь и сейчас, перед нами (но как же они мимолетны, скоротечны!), а праведность и святость – где-то там, далеко, за линией горизонта».

Между нами мало алчущих и жаждущих правды, – говорит святой праведный Иоанн Кронштадский, – именно потому, что меж нами очень много грешников, спящих греховным сном, много духовных мертвецов, мертвых для правды и к несчастью, живых для греха; много спящих совестей, которые надо потрясти и разбудить; наконец, много незнающих, что есть правда Божия и что значит быть алчущими и жаждущими правды… Отчего многие не чувствуют своих грехов и не ощущают алчбы и жажды оправдания? Это бывает от того, что человек своим плотским мудрованием и своей постоянно греховной, сластолюбивой, разгульной, любокорыстной жизнью насилует и, наконец, заглушает свою совесть. Это бесчувственное состояние души есть греховная смерть человека, которая из временной может перейти в вечную».

Эти слова великого праведника и чудотворца в значительной степени относятся к большинству из нас. Но христианство не религия отчаяния. Христос все дал нам для спасения. Он дал нашему сердцу вкусить, как Он благ, дал осознать, что Он – Сама Истина и, значит, истинно каждое его евангельско слово, обращенное к нам. Вкусил однажды сладости Божией благодати, как жаждать ее вновь, как не стремиться к ее Источнику! Узнав сердцем Божественную правду, как не стремиться к ней!

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

Что делать, если в нас слабеет вера?

Ликую без причины