22 сентября в истории

В этот день 22 сентября родились:

– Петр Паллас. Немецкий и русский ученый-энциклопедист, путешественник, создатель труда «Флора России»;

– Алексей Лосев. Русский писатель, философ;

– Михаил Бестужев. Декабрист, участник восстания на Сенатской пощади.

22 сентября ушел из жизни Эммануил Казакевич. Советский писатель, лауреат Сталинской премии.

22 сентября 1764 года на дорогах российских городов появились каменные верстовые столбы.

После вступления на престол, императрица Екатерина Великая взялась за реформы почти как ее предшественник Государь Петр Великий. В первый же год правления, в 1762 году, при Сенате была создана специальная комиссия по разработке генерального плана городов. Изменения коснулись и самых главных «першпектив». На государевых дорогах – Царскосельской и Петергофской – впервые появились каменные верстовые столбы. По-другому их еще называли «мраморные верстовые пирамиды».

22 сентября в истории. Верстовые столбы

Новые ориентиры показывали одновременно пройденное от начального пункта расстояние и расстояние до конечного места назначения. За меру длины была принята одна верста, чуть больше нынешнего километра. Новый сервис был на высоте – на некоторых из столбов устанавливались даже солнечные часы.

Достоверной информации о том, кто являлся автором верстовых пирамид, до сих пор нет. По одной из версий им был итальянский архитектор Антонио Ринальди – создатель многих известных проектов, среди которых Большой Гатчинский и Мраморный дворцы. По мнению же французского исторического общества, архитектором был француз Жан-Батист Валлен-Деламот. Как доказательство приводился чертеж каменного столба, разработанный Деламотом для пригородов северной столицы. Однако бумажный макет имел конструктивные отличия от установленного на дорогах оригинала. Поэтому существовала еще одна версия, что Деламот занимался разработкой столбов, а Ринальди руководил строительством.

Однако кто бы ни был разработчиком каменных столбов, они настолько впечатляли, что сам Александр Пушкин не обошел их своим вниманием:

«… И версты теша праздный взор,
В глазах мелькают, как забор…»

22 сентября в истории. Верстовые столбы

Сказка ложь, да в ней намек… Как в сказке останавливался путник у камня, указывавшем направление в три разные стороны, так и на юге Петербурга появился столб, показывавший дорогу в трех направлениях – в северную столицу, на Петергоф и Варшаву, на Царское Село и Москву. В народе эта верста называлась «три руки». Поскольку дорога на Царское Село была излюбленным маршрутом русской императрицы Екатерины II, она стала однозначно образцовой, самой лучшей во всей империи.

Две тысячи саней с ряжеными, искусственный вулкан, который был обустроен на Пулковской горе, и который извергал огонь целую ночь, да 6 тысяч фонарей, за которыми следили 1,5 тысячи солдат и крестьян. Вот картина одного из парадных выездов Государыни на главной царской дороге. И само шоссе имело идеальный по тому времени порядок. Восемь саженей (почти 13 метров) ширина одного каменного дорожного полотна.

Екатерина Великая

Правды ради скажем, Екатерину Великую занимали не одни только дорожные аттракционы и парадные выезды. Вероятно, впервые всеимперский масштаб приняло строительство почтовых трактов. А это уже были дороги с каналами для отвода воды, с намеками на твердое покрытие. Подвергся переустройству Сибирский тракт. Были поставлены свои национальные рекорды «Фельдъегерской службы». Правительственный курьер теперь мог доставить почту из Петербурга в Москву за 30 часов. Правда, жертвой фельдъегерской гонки неизменно становилась не одна лошадь, и все же это был лучший результат.

Конечно, и во времена Екатерины Великой дороги продолжали пугать иностранцев, а каменные верстовые столбы радовали глаз только в крупных городах. Но прогресс был. И до сих пор в разных уголках страны остались различные «екатерининские шоссе» и «екатерининские мосты». А некоторые из верстовых столбов остаются на Царскосельской дороге, как памятники старины.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

На интересную рубрику >>

Ликую без причины