Необходимо восстанавливать свой внутренний мир

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

«Нет мира в костях моих от грехов моих» – эти слова из древнего псалма царя Давида откликаются в сердцах многих современных людей. Почему до сих пор, спустя несколько тысяч лет человечество так и не научилось обретать в своем сердце мир и покой? На этот и многие другие вопросы отвечает в беседе со своими прихожанами протоиерей Андрей Лемешонок.

Протоиерей Андрей Лемешонок. Необходимо восстанавливать свой внутренний мир

Идет постоянная внутренняя невидимая война. Кто внимательно относится к своему внутреннему состояния, контролирует и анализирует причины проявления неспокойства, раздражения, тот чувствовал не раз внутри себя эту борьбу добра и зла. Стоит лишь выйти из мирного душевного состояния, как наружу лезет всякая гадость и неприятность. Мы начинаем по-другому оценивать себя и людей вокруг нас. А если душевное равновесие нарушено у кого-то из наших ближних, то это тоже можно легко почувствовать по аналогичным признакам. И тогда мы смотрим на человека и понимаем, что сейчас он не примет слово, которое мы хотим ему сказать, а придет в еще большее раздражение. А в другой момент мы видим его благое расположение и понимаем, что сейчас самое время ему сказать что-то важное, главное.

В жизни нужно искать моменты, когда человеческая душа готова для принятия Бога. Но, к сожалению, чаще всего это моменты глубокой скорби, потрясения.  А хотелось бы, чтобы это было все время.

Молитва в храме

Нет лучшего места, чтобы говорить о вечности, чем у гроба любимого человека. Потому что ты понимаешь: вот был человек, ты его любил, и любишь, и будешь любить, но ты его уже не увидишь. Как жить дальше, ведь любовь и память есть. И что, он вычеркнут из моей жизни? Вот тот момент, когда человек может принять и понять, что все может быть по-другому. Мы обязательно встретимся, будет та встреча, и она будет не тогда, когда я тоже умру, а сейчас. И человек начинает молиться начинает искать встречи в своем сердце, и она происходит. Это и есть духовные моменты жизни. И так во всем.

Поэтому, конечно же, в большинстве случаев люди приходят в скорбях, потрясениях, чтобы получить помощь, потому что больше кроме Бога им никто не поможет. Но может быть попробовать и в хорошем мирном радостном состоянии отвоевывать для Бога драгоценные минуты, это очень важно. Потому что это тот опыт, та жизнь, может быть она еще кратковременна, может, она не постоянна, но это то, что потом должно войти в нас победить все временное, ветхое. И мы надеемся, что это будет начало той жизни, о которой Господь говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим» (1 Кор. 2:9). Иначе все напрасно.

Господь Вседержитель

И вот в такой безнадежности живет большинство людей в нашем временном мире. Люди не думают о вечности, не ищут Бога в своей жизни, они ищут временного и, как им кажется, ищут легких широких путей, которые кроме кладбища никуда не приведут.

«И узок путь, ведущий в жизнь» (Мф. 7:14). И поэтому приходится говорить о смерти, о болезни, но это не потому, что православие хочет человека пригнуть, чтобы жизнь была не радостной. Нет, наоборот, чтобы мы были свободны. И когда у человека есть доверие Богу, когда в человеке есть вот эта искра Божьей любви, то «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13). Поэтому надо всегда останавливаться, не мучиться, не ломать голову, не запутываться, а всегда восстанавливать внутренний мир, всегда просить у Бога веры, и в любой ситуации уповать на Бога. В самой безнадежной ситуации. А когда начинается мудрование, страхование, когда человек начинает метаться из стороны в сторону, то дьявол добивает человека, и он входит в уныние и делает столько ошибок, что тяжело исправить. Конечно же, у Бога возможно все!

Что делает враг? Он изолирует человека, он не дает посмотреть на себя, на те обстоятельства, в которых он находится, на ближнего. И все-таки надо искать Христа рядом с собой. Кажется, что Бог меня оставил, такое невезение, все плохо – этим мы закрываем возможность помочь нам. Он протягивает руку, а мы говорим, что нет, рядом со мной Его нет, я ему безразличен – это неправильно. Мы понимаем, как нужна нам святая Церковь, как нужно нам не сдаваться и оставлять надежду всегда идти и идти в храм, идти к чаше, на исповедь, становиться на молитву. Может быть, наша молитва не внимательна, может быть, не видим наши грехи, но Господь наше намерение принимает.

Чаша в руках священника

Других вариантов в нашей жизни нет. И мы прекрасно это знаем, но сказать это себе и сделать какой-то окончательный выбор иногда мы боимся, грех пугает. А как же мы откажемся от греха? Нам же нужна какая-то привычка, какое-то пристрастие, удобство, радости этого мира. Но ведь Господь не лишает нас удобств, радостей. Он хочет, чтобы не было зависимости от них. Ведь рано или поздно они закончатся, и они не нужны будут.

Сейчас у нас действительно такое время, когда мы можем с вами потихонечку идти вперед, открывать глаза и углублять нашу жизнь, входить внутрь, начинать тот диалог с Богом, который был прерван грехом нашими прародителями. Наша задача не просить у Бога прибавку к жалованию или еще что-то подобное. У Великого Бога надо просить великого: «Господи да будет воля Твоя! Я не знаю: надо мне быть здоровым или заболеть, жить 100 лет или завтра умереть, но я знаю что все Господь мне даст, мне это будет во благо, если я приму это с верою. И горькое лекарство, и сладкие пилюли и радости и скорби. Слава Богу за скорбь и за радость!»

Девушка в храме

Действительно доверие к Богу восстанавливает эту связь. Тогда человек не руководствуется какими-то своими интуициями, не идет наугад, а ищет волю Божию. Тогда мы не петляем из стороны в стороны, не крутимся вокруг одного места, мы идем вперед. Это не просто. Ветхий человек не сдает своих позиций, а наоборот, когда мы делаем усилие на духовную брань, то и брань усиливается. И, кажется, что ты становишься хуже, раньше вроде бы, кажется было ровнее и проще, а на самом деле не так. И себе в данном случае доверять нельзя. В духовной брани будут и радости и потери, но надо идти все равно вперед и доверять Богу до конца.

У нас у каждого ест возможность послужить Богу, помочь ближнему своему, без расчетов. А-то у нас все в жизни в расчеты, в выгоды: а ты мне что дашь? И как хорошо когда человек говорит: «Мне не надо ничего». Тогда он получает сторицею. Как это важно! В это время грех начинает говорить: «Ну и что! Лучше бы сделал, как выгоднее, а ты отдал все другому». Но нельзя отступать и поддаваться греху.

Мы должны учиться благодарить Бога, даже понуждая себя. Может быть, все болит, но все равно скажи первое слово благодарности  Богу после утреннего пробуждения. Мы можем помолиться за близких, помянуть о здравии, о упокоении, и пусть это займет минут 15.  Постепенно появится благочестивый навык. Дьявол говорит, что ты устал, времени не хватает. Но ведь на ерунду времени хватает, а Богу – нет. Потому что грех не дает, дьявол обманывает. Мир гонит, а мы где надо успеем.

В храме

Я смотрю на себя со стороны 10, 15, 20 лет назад. Вот сейчас физических сил нет, но ведь это плюс – ты не будешь носиться из стороны в сторону, и не будешь тратить свою энергию на пустое. Надо понимать, что надо смириться, ничего сам не сделаешь, но все сделает Бог. Мы слишком надеемся на себя. Вот что-то болит, вот нужны какие-то уколы, врачи, процедуры. А рядом на полке стоит у тебя пузырек с освященным маслом, и ты не веришь, что святое маслице поможет. И сколько раз совершалось чудо со мною лично, и через какое-то время, буквально через день, я об этом забывал. Ведь это само собой, это просто так. Какая же испорченная у меня природа!

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает…

На главную страницу сайта - Семья и Вера