Почему пост называется Великим

– Помню, когда я только-только воцерковлялся, смотрел на календарь: пост на самом деле и по времени великий, – отвечает священник Валерий Духанин. Удивительно, что у нас, насколько я помню, в году больше постных дней. Это сразу заполняет сознание тем, что православие наполнено аскезой, духовным подвигом, созиданием себя. То есть мы живем не ради удовольствия. Но Великий пост, конечно, не только ради количества дней длится дольше, чем любой другой пост, а дело в том, что он приближает нас к самому великому празднику, – празднику Пасхи Христовой.

Пасха, Воскресение Христово, – это главный праздник, праздник победы жизни над смертью, это подлинно великое событие, к которому мы должны подготовиться. Скажем, Рождественский пост так называется потому, что готовит нас к Рождеству, Успенский – к Успению. А про Великий пост можно сказать, что он приближает нас к самому великому событию – Воскресению Христову. Чтобы мы тоже воскресли вместе с Господом. И духовный смысл поста заключается в том, чтобы мы на самом деле воскресли от наших грехов. Вроде бы мы только на пути к Воскресению, но каждый такой день должен становиться личным шагом на пути к личному воскресению вместе с Господом Иисусом Христом.

Воскресение Христово

Недаром даже есть такая традиция – во время чина прощения в храмах поют стихиры Пасхи. Мы уже в каком-то смысле ее предвосхищаем. Мы видим, что начало этого пути озаряется светом Воскресения. Когда солнце восходит, вначале появляется заря. Солнца еще нет, оно еще не поднялось над горизонтом, но уже появилась заря. И эти первые пасхальные песнопения, когда мы еще только-только вступаем на поприще Великого поста, тоже как некая заря. Пост еще называют весной духовной, когда все расцветает. Это заря всего года. Поэтому мы и вспоминаем о Воскресении Христовом – это тот подлинный свет, который просвещает нас, должен войти в нашу жизнь и помочь нам освободиться от каких-то наших греховных склонностей, страстей. У каждого из нас это есть. И если задуматься, это очень тяготит.

Недавно я осознал это особо. Я начал читать «Исповедь» блаженного Августина. Обычно я читал восточных отцов, и тут меня поразили его слова о том, что человек наказывается не за грех, а наказывается самим грехом. Блаженный Августин – отец Западной Церкви, где вроде бы должны быть такие представления, что Господь карает, посылает какие-то страшные наказания за грехи, а на самом деле нет. Блаженный Августин нам очень близок: он говорит, что человек страдает не от того, что Бог наказывает его за грехи, а страдает и мучается от самих грехов.

Если задуматься, это действительно так. Допустим, злобный человек мучается от своей злобы не потому, что Бог наказывает его за эту злобу, а сама злоба становится для него внутренним огнем, жжением, которое всего его просто уничтожает изнутри. Завистливый мучается от своей зависти, от того, что он просто не находит покоя, когда увидит чужое добро: он весь зеленеет, бледнеет, холодеет из-за того, что хорошо другому. Ревнивый мучается от ревности. Но это, наверное, уже относится к людям, которые либо в браке, либо на пути к нему. Ревность тоже доставляет страшные мучения. И так каждая греховная страсть. Стремление гордого к самовозвеличиванию тоже, без сомнения, его мучает, потому что ему кажется, что ему не уделили внимания, недостаточно его прославили и так далее. У блудливого потеря целомудрия, рассеянность помыслами по многим чувственным, плотским утехам лишают человека цельности внутренней жизни. Такой человек раздроблен по множеству греховных пожеланий в своем стремлении к ним, и из-за этого он теряет внутренний мир и тоже страдает. То есть на самом деле человек наказывается самими своими грехами, самими греховными страстями. И каждый такой грех ведет к смерти.

Покаяние

А покаяние как раз и есть путь освобождения от грехов и путь воскрешения от них. Такой человек, когда достигает победы, испытывает внутри удивительную свободу, легкость, простор – и жизнь начинает радовать его. Даже если вроде бы вокруг скорби, беды, все равно он испытывает внутреннюю легкость, и какие-то внешние лишения, несовершенства нашей земной жизни не лишают его внутреннего покоя и внутренней радости.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Как духовно развить себя в Великий пост?

На главную страницу сайта - Семья и Вера